Новые старые вещи: апгрейд в литературном музее
Пианино и копия скрипки Страдивари, письма Ивана Тургенева и Клима Полищука, шкатулки и национальная одежда — эти и другие столетние ценности выставил Харьковский литературный музей.


Для литературного музея старинные письма — огромная ценность, признаётся директор Ирина Григоренко. Самих же реставраторов больше интересуют предметы из дерева и ткани — их восстанавливать намного труднее.
Тамара Бакум, директор Харьковского филиала национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины: «Очень сложная была работа в реставрации ларца для хранения женских принадлежностей, и мы не заменяли ткань, не внесли ни одного нового элемента».


Александра Загоруйко, реставратор: «Было сечение шёлка, выпадение основы, производилась консервация ткани. Реставрация ткани очень ёмкая, все предметы отличаются друг от друга. Сначала нужно изучить историю».
Только на работу с обивкой шкатулки ушло около четырёх месяцев, дальше работал мастер по дереву.
Сами экспонаты изменять мастерам нельзя: «дополненные» материалы должны устанавливаться так, чтоб их можно было снять, — и предметы снова становились такими же, как и до реставрации.
После ремонта старинных вещей трудно угадать, что в них было сломано.

«Глядя на предмет после реставрации, вы не сможете определить, какую часть мы внесли от себя, – рассказывает Татьяна Бакум. – Вот здесь дырочки остались (на этажерке для нот — ред.), у нас не было этого фрагмента, и мы его не можем придумать, аналога нет. И нет у нас повода додумать, как она могла бы выглядеть. Вот предмет немного незаконченный, он немного по-другому выглядел, но как — от себя мы ничего не можем привнести».

Кроме того, на выставке есть музыкальная шкатулка, украинская одежда и рушники, старинные книги — предметы, которыми пользовались на Слобожанщине ещё в конце ХІХ — начале ХХ века.



Все «старинки» в отреставрированном виде выставляются впервые, рассказывает Ирина Григоренко. Каждая вещь «пришла» в музей своим путём. Многие приносили харьковчане, иногда даже по объявлению в газете.

Пианино ХІХ века музей купил ещё в 1990 году в обычном комиссионном магазине. Тогда были «в моде» новенькие фортепиано «Украина», покупали часто под интерьер — белые, чёрные, вспоминает директор музея, вот кто-то и выставил старую вещицу на продажу. Пианино рабочее — на нём и сейчас играют в музее на презентациях и выставках.

Есть в музее ещё один экспонат, появление которого запомнилось всем сотрудникам музея, — это старинная ступа для помола муки, весит она больше 40 кг. Её нашли ещё в 90-м году — в первой поездке за экспонатами по Харьковщине.
Ирина Григоренко, директор Харьковского литературного музея: «Мы были в экспедиции, и наша сотрудница километров 10 на себе эту ступа тянула. Это наше первое пополнение, первая наша экспедиция. И когда мы уже собрались на ужин, думаем, где же наша Саша (сотрудница музея — ред.), почему её до сих пор нет, может, случилось что. А тут Саша тянет на себе эту ступу!».
Ступа «прячется» в фонде музея. Владимир Чапля, научный сотрудник, вынес показать её корреспонденту «МедиаПорта».

В ней раньше мололи муку из кукурузы, пшена, гречки и других злаков, рассказывает Владимир Чапля.
Реставрировать ступу пока никто не решается, работа очень трудная. Может быть, дерево повреждено шашелем (жук «мебельный точильщик»), поэтому пока что ступа находится отдельно от «ровесников» с выставки — в специальном хранилище.

Выставку «Между прошлым и будущим» в Харьковском литературном музее можно посетить до 29 августа по адресу: улица Фрунзе, 6.