Новые «сети» для абитуриентов
Поступающие в 2012 году могут отправить заявления в высшие учебные заведения через систему «Электронное поступление». Новшество этого сезона — регистрация абитуриентов в Единой государственной электронной базе по вопросам образования. В начале вступительной кампании ноу-хау даёт сбой. Электронные заявки «зависают» на полпути.
«Электронное поступление» — так называется система, с помощью которой абитуриенты, не выходя из дому, могут подать через Интернет заявления в высшие учебные заведения.
Система заработала впервые во время вступительной кампании 2011 года. Прошлым летом после двух недель сбоев систему отладили — и администрация университетов приняла заявления. В «МедиаПорте» тоже тестировали систему, зарегистрировав настоящие данные одного из выпускников в «Электронном поступлении». Наш «электронный абитуриент» отправил шесть заявлений и прошёл по конкурсу на три специальности.
В 2012 году «Электронное поступление» полностью «в законе»: использование системы указывается как обязательное в Условиях приёма в высшие учебные заведения Украины в 2012 году. В прошлом году система не упоминалась в документе, и потому университеты, институты и академии могли и не учесть при наборе «бюджетников» электронное заявление.
Сейчас систему «Электронное поступление» объединили с Единой государственной электронной базой по вопросам образования. Дальше — о том, как работает нововведение, его преимуществах и недостатках.
«Электронное поступление» для вступительной кампании-2012 имеет новый электронный адрес — http://ez.osvitavsim.org.ua/. На странице есть ссылка на инструкцию, где подробно описано, как зарегистрировать «электронного абитуриента». Подать электронные заявки могут выпускники, которые проходили тестирование, кроме льготников.
Новое «Электронное поступление» испытывает и «МедиаПорт», регистрируя электронную анкету реального абитуриента в системе.
После нескольких попыток в течение получаса анкета зарегистрирована: на почту, указанную в анкете, приходит письмо.
Теперь нужно зайти в «личный кабинет», чтобы отправить заявления в разные высшие учебные заведения. Уходит ещё около часа.
На странице «электронного абитуриента» есть поле для выбора высшего учебного заведения.
Отправить заявление ни в один из выбранных «электронным абитуриентом» высших учебных заведений в течение четырёх часов так и не удалось. Сегодня — новая проблема: невозможно даже зайти на личную страницу.
По задумке разработчиков, из личных аккаунтов данные абитуриента должны попасть в Единую государственную электронную базу по вопросам образования, к которой, по приказу Минобраза, подключились все высшие учебные заведения. Эта система также соединена с информсистемой «Конкурс», на страницах которой отображается рейтинг поступающих, и с базой Центра оценивания качества образования.
В Единой базе есть все данные школьных аттестатов и тестирования с 2008 года, рассказывает ответственный секретарь приёмной комиссии ХНМУ Виктор Огнев: «Все, кто проходил тестирование, уже находятся в этой базе. Это предохраняет от фальсификации (сертификатов ВНО — ред.). […] Нам это очень удобно — мы не набираем, а в электронной базе отмечаем галочки и получаем эту информацию в электронном виде. А если приходят абитуриенты до 2008 года, мы в ручном варианте вводим и в эту базу его направляем». То есть документы и заявления, которые приносят абитуриенты лично в высшие учебные заведения, тоже отмечают в Единой базе.
Новая база, скорее, не для абитуриентов, а для приёмных комиссий: уполномоченный сотрудник любого высшего учебного заведения Украины может просмотреть всю информацию о поступающем. Кроме данных аттестата и сертификата, в базе отмечается, в какие университеты, академии или институты абитуриент подавал заявления, на какие специальности.
В первый день вступительной кампании из-за перегруженности сети принять «электронных абитуриентов» в Харьковском медицинском университете не смогли, говорит Огнев. Данные абитуриентов, которые подавали документы лично, перенесут в базу позже.
В другом университете — ХНУРЭ — вчера днём Единая база тоже давала сбои. Но после девяти вечера сотрудники смогли получить доступ к электронным заявлениям и зарегистрировали 50 «электронных абитуриентов», рассказывает в телефонном разговоре ответственный секретарь приёмной комиссии Сергей Сакало. Сегодня утром, возможно, из-за перегрузки сети система снова «виснет».
Вступительная кампания только началась, поэтому систему для электронной подачи заявлений отладят в ближайшее время, уверены сотрудники приёмных комиссий.
Сергей Сакало, ответственный секретарь приёмной комиссии ХНУРЕ: «Она (система — ред.) удобна с той точки зрения, что абитуриенты могут из дома поступать, подавать документы и ждать решения о рекомендации на зачисление, а потом уже нести оригиналы. Но с другой стороны, ведь в оригиналах может чего-то не хватать. И тогда за пять дней он может что-то не доделать: медицинская справка не такая, нет печати в приписном свидетельстве — или вообще его нет, не гражданин Украины — тоже приходит, но «нету паспорта», неправильные документы на льготы. Кто-то сразу несёт весь пакет документов, чтобы убедиться, что всё правильно».
Начиная с предстоящего учебного года, данные Единой базы также будут использоваться Министерством образования для заказа студенческих билетов и дипломов.