Новые проездные – карточки для избранных студентов?
Десять дней без льгот. Большинство харьковских вузов до сих пор не получили студенческие карточки для проезда в метро.
За это время каждый студент, если он спускался в подземку хотя бы дважды в день, заплатил метрополитену лишних 7 гривень 50 копеек.
Юрий Сакара, проректор университета «ХПИ» (показывает дискеты и пачки документов): «Это вот данные по ХПИ».
Реестр учащихся Харьковского политеха – всего в вузе только на стационаре 20 000 студентов. В категорию избранных, тех, кому положен льготный проездной на метро, попали только 6,5 тысяч. Проректор Юрий Сакара рассказывает, студентов, по требованию подземки, «просеивали».
Юрий Сакара, проректор университета «ХПИ»: «Метрополитен решил поручить вузам минимизировать количество студентов, которые этим будут пользоваться. То есть, если я как проректор по поручению ректора занимаюсь этим, я должен сказать: «студент Иванов, Вы имеете право на получение льготного проезда, а студент Петров, Вы живете недалеко от университета, Вы не имеете права на этот льготный проезд!».
В профсоюзе студентов уверяют: подземка не первый раз ограничивает количество льготных проездных. В прошлом году с лимитами студенческих карточек столкнулись все крупные вузы города.
Сергей Борисенко, зам. председателя обл. профсоюза работников образования: «Метрополитен периодически ограничивает количество карточек. Все упирается в то, что метрополитен считает, что студенты сейчас богатые, они могут ходить пешком, они могут не ездить».
Сергей Мусеев, начальник метрополитена (показывает студенческую карточку): «Красивая, очень модная, для каждого студента, украсит его кошелек».
Начальник метрополитена Сергей Мусеев показывает новый проездной: с сентября студенческая карточка уже другая – именная и бесконтактная. На обвинения, что подземка ограничивает число льготников, Мусеев возражает: даже напечатанные студенческие карточки никому не нужны. 45 из 50 тысяч – до сих пор в администрации подземки.
В вузах рассказывают, забрать проездные не могут: метро согласно обменять их только на информацию о студентах. А чтобы заполнить реестры – с фамилией, именем, отчеством и номером студенческого билета каждого учащегося – нужно время. Харьковские правозащитники уверены: именные карточки вообще нарушают права студентов. Подземка будет знать, на какой станции и когда хозяин льготного проездного зашел в метро. А это уже «сбор информации о лице без его ведома»: он запрещен Конституцией.
По словам начальника метрополитена, информация о передвижениях льготников нужна только для статистики. Нововведение – попытка добиться, чтобы по карточкам ездили студенты, а не друзья, братья и сестры.
Сергей Мусеев, начальник метрополитена: «Вы, не подавая никаких данных, берите. Здесь карточек на 50 тысяч гривень, и поездок (половина – льгота) – еще тысяч на 100. Берите! Я сейчас вызову милицию, вы ограбили метрополитен и государство! Должна проходить определенная процедура.
Кому раздать? Кто-то должен прийти и взять, и оставить определенный след, нам для отчетности».
В областном управлении образования в то, что подземка отсеивает студентов, не верят. Иначе, возмущается зам. начальника Татьяна Рыщенко, метрополитен нарушает постановление Кабмина.
Татьяна Рыщенко, зам начальника обл. управления образования: «Все студенты, которые получают образование в высших учебных заведениях города Харькова, имеют право на льготный проезд. Независимо от формы обучения – контрактная или бюджетная – все студенты имеют право пользования льготным проездом».
Льготная поездка стоит вдвое меньше – 37,5 копеек. Это значит, за 10 дней, покупая жетоны в кассах, каждый студент переплатил подземке минимум семь гривень пятьдесят копеек. Без проездных, по данным Мусеева, остаются 45 000 студентов. Умножаем на 7,50 – в итоге метрополитен уже получил лишних 330 000 гривень (337,5 тыс). И это – если льготники спускались под землю всего дважды в день.
Александр Гринченко, студент 2 курса: «Много денег на это трачу. Я каждый день поездки четыре-пять делаю. А с проездным было бы намного проще мне».
Останутся ли студенты без проездных? Сергей Мусеев признает: выдать карточки всем учащимся подземка действительно не готова. Первую партию индивидуальных проездных метро печатало несколько месяцев. И даже если студенты, которым их не хватит, согласятся подождать, у метрополитена все равно нет денег, чтобы повторить заказ.
Юрий Сакара, проректор университета «ХПИ»: «Я далек от политизации, но кому-то нужен недовольный студент. А он будет».
В Харьковском политехе уверены: дефицит льготных проездных будет. Уже в октябре, когда первокурсники получат студенческие билеты и подсчитают, сколько переплатили, покупая жетоны за 75 копеек.