Новая услуга почты к праздникам: марки с фотографией адресата (фото)
Дорогое внимание. «Укрпочта» повышает тарифы на услуги, которые продолжают пользоваться хорошим спросом – пересылка открыток, бандеролей, посылок. Повышение – до 80%. Это элемент оптимизации на «Укрпочте»: госпредприятие пытается выжить в борьбе с конкурентами-частниками. Для этого сокращает расходы и ищет нестандартные способы заработка.
Раиса Головко, отправитель посылки (достает из ящика зайца): «Заяц с бедными ушами, которые пришлось подвернуть, потому что не помещался в кулек».
Раиса Головко в почтовое отеделение на Привокзальную приехала из Покотиловки, там, рассказывает, посылку принимать не захотели, послали в Харьков. Час с небольшим – на заполнение документов, упаковку «по правилам» – и заяц уезжает к правнучке в Волгоград. Доставка обошлась в 45 гривен, игрушка стоила практически столько же. Отправить посылку успела еще до подорожания.
Нацкомиссия регулирования связи повысить тарифы уже разрешила, но приказ из центрального офиса с новыми расценками в Харькове пока не видели. В нем, уже известно, будет пункт – посылка по СНГ – плюс 80%. В дирекции объясняют: все дорожает, еще и объемы падают. Золотые времена, вспоминают в Харьковской дирекции «Почты», пришлись на восьмидесятые. Тогда в сутки в городе обрабатывали до 300 тысяч писем – сегодня в два раза меньше. Причем, статистика не показательная, большая часть писем сегодня – деловая переписка предприятий и спам (рекламные буклеты). Люди пишут бумажные письма друг другу раз в десять меньше, чем при Брежневе.
Клиентов нужно вернуть, решили руководители. Креатив приветствуется. Новая услуга от «Укрпочты»: 65 гривен, и на марке может появится твое лицо.
Галина Башлай, зам. директора харьковской дирекции «Укрпочты»: «Существует марка «С Новым Годом и Риздвом!». Рядом с маркой находится купон и на этот купон можно поместить ваш портрет или портрет друга, и таким образом поздравить».
Придумать новый ход – мало. «Укрпочта» старается сократить затраты. Год назад на все письма Деду Морозу отвечали специально назначенные сотрудники. Даже покупали за счет предприятия символические подарки. В этом году Дед Мороз переехал в редакцию одного из детских журналов, все праздничные письма почтальоны пересылают в киевский офис. Нет возможности поддерживать проект самостоятельно – пошли на сотрудничество, чтобы вовсе не сворачивать праздничную акцию, признает Галина Башлай, один из руководителей харьковской дирекции предприятия. Иначе в условиях жесткого рынка не выжить.
В восьмидесятые работали без конкурентов, сегодня почти каждой услуге «Укрпочты» есть негосударственная транснациональная альтернатива. Western Union теснит на рынке переводов, DHL и подобные – пересылок и перевозок, коммерческие банки начинают выдавать пенсии, набирает силу и главный «враг» – Интернет. С анимационными звуковыми открытками, интернет-магазинами с доставкой товара в любую точку и мгновенной бесплатной почтой.
Алексей Чуксин, директор по маркетингу интернет-компании: «Почта растет у нас на пятнадцать процентов каждый месяц. В год получается в два раза, даже в два с половиной раза».
Статистика от руководства одного из популярных украинских интернет-порталов. Каждый день через местную электронную почту проходит миллион писем. В 6 раз больше, чем через харьковскую «Укрпочту». Вместо громадного штата почтальонов – один web-мастер.
Иван Сологуб, руководитель web-направления интернет-компании: «Приходилось себя чувствовать в том плане, что на почту смотреть уже не было сил. Каждый день – почта, почта, почта».
Работа Ивана Сологуба – следить за спамом. Все остальное делает автоматика и програминое обеспечение. Программисты говорят, интернет-порталы начинают теснить «Укрпочту» на территории еще одной «вотчины». Подписка – один из основных источников дохода в советские времена, постепенно получает электронную альтернативу. Причем, подписаться можно не на издание, а на подборку по нужной тематике из разных газет и журналов, которая будет каждое утро приходить в почтовый ящик. Причем, не в железный, который можно вскрыть ножом, если замок еще на месте. В технологиях соревноваться малореально, в сервисе и креативности – проблематично.
Но не все так плохо, настаивают в «Укрпочте»: пока есть люди, для которых важно, чтобы на листе бумаги был почерк любимой руки – с помарками и зачеркиваньями – один козырь, который не перебить, у классической почты остается.