Ноты, краски, рок-н-ролл
В 80-х они были молодыми, перспективными (или уже известными) музыкантами. Но не только. Цой, Гребенщиков, Курёхин, Шевчук, Бутусов, Григорян, Кинчев — через одного — имели художественное образование. В рок-музыке попытки хоть что-нибудь рисовать — почти как обязательное приложение к умению складывать слова и ноты в песни. Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джимми Хэндрикс, Сид Баррэт, Мэрилин Мэнсон — это далеко не полный список западных рокеров-художников.
И если Вы думаете, что картины русских рокеров, не будь они известными людьми, остались бы незамеченными, — ошибаетесь.
Итак, 80-е годы, Советский Союз, «железный занавес», цензура. Ленинградская рок-тусовка (в большей мере это касается групп «Поп-механика», «Кино» и «Аквариум») устраивает на концертах перформансы вместе с объединением «Новые художники». Джоанна Стингрей, занимавшаяся популяризацией советской культуры на Западе, отвезла несколько работ питерских художников в Америку и показала их Энди Уорхолу, культовой персоне в современном искусстве. Уорхол пришёл в восторг. В ответ он прислал подарки для ленинградского андеграунда: банки томатного супа с автографами, плакаты, шелкографии с портретами Мэрилин Монро, книгу «Философия Энди Уорхола от А до Б и обратно».
«В 1986 году с подарков Энди Уорхола и, конечно, с концертов «Поп-Механики», в которых участвовали западные звёзды («Рова Сакс» квартет, Джон Кейдж, Крис Крос из «Ultravox», Ванесса Редгрейв), началось разрушение железного занавеса», — считает один из участников, художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств Тимур Новиков.
Ни много ни мало — «разрушение железного занавеса».
Да, и если Вы смотрели фильм «АССА», то уже немного знакомы с примерами советского художественного андеграунда: в квартире мальчика Бананана висел лист металла, который символизировал железный занавес. Это не выдумки режиссёра Сергея Соловьёва, а инсталляция москвича Михаила Рошаля. Как и «Коммуникативная труба», которую тестировали главные герои фильма.
***
Работы Виктора Цоя в 80-х годах выставлялись в Центре современного искусства в Нью-Йорке. Мать Цоя, Валентина Васильевна, рассказывала, что у Виктора с детства были склонности к художеству.
«Он хорошо рисовал, лепил. С 1974 по 1977 год он учился в средней художественной школе. После восьмилетки Витя решил продолжать художественное образование и поступил в Серовское училище на оформительское отделение. Но многое там оказалось для него неинтересным — газетные шрифты, размеры. После вечерней школы Витя закончил художественно-реставрационное училище №61 по специальности «резчик по дереву». Из-за плохой успеваемости ему даже не выдали диплом, а только справку об окончании. Но он был талантливым резчиком, и распределение ему дали отличное: в реставрационную мастерскую Екатерининского Дворца в Пушкине. Туда по блату-то трудно попасть — престижное место. А Витька поленился ездить».
«Впервые его показали по телевизору как раз в это время — в программе «Монитор» как одарённого резчика по дереву».
А ещё Виктор Цой продавал свои картины, чтобы заработать на пятничные посиделки с Борисом Гребенщиковым. Брал за рисунки немного — 5 рублей/штука.
Такую справку Цою выдали в училище Серова, когда отчислили за неуспеваемость: «Администрации и общественные организации Художественного училища имени Серова ходатайствуют о приеме во вверенное Вам училище Цоя Виктора Робертовича, который имеет способности для получения художественной специальности. Цой В.Р. отчислен из училища за академическую задолженность. Академическая справка за полтора года обучения и характеристика прилагаются. Дисциплина Цоя В.Р. удовлетворительная. Творчески активен».
Друг Цоя, больше известный как гуру русского рока, Борис Гребенщиков тоже увлекается рисованием. Первое знакомство с холстом, по словам БГ, произошло на даче у деда его жены.
«У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче, и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые ещё даже не тронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители… И я думаю: «Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится». Стащил всё это вниз и начал рисовать».
«После пары первых проб я понял, что мне больше всего нравится рисовать небо, облака и что-нибудь им сопутствующее. Я понял, что это во мне вызывает сущий восторг. Потом я уже начал придумывать картины, где есть какой-то сюжет — а поначалу рисовал в основном пейзажи. Я пробовал рисовать и портреты, но понял, что как только я рисую человека, у меня с ним отношения радикально меняются. Не потому, что я плохой художник. Просто потому, что такие вещи делать нельзя. Мне, по крайней мере, точно нельзя».
В качестве примера «сюжетных картин» — серия работ о вождях мирового пролетариата:
Лидер «Крематория» Армен Григорян отшучивается, что у него не живопись, а психотерапия. Свои картины он называет «дополнение к музыке».
«Мне очень нравится рисовать, я много в своё время пьянствовал в мастерских друзей-художников и наблюдал, как они рисуют. Потом мы рисовали вместе, и постепенно я научился водить кистью по холсту. Выставки не устраиваю, это делают иногда мои друзья. Просто невозможно постоянно заниматься профессионально музыкой. Иногда хочется неких отклонений. Живопись — это как раз отклонение и добавление каких-то настроений и образов к музыке».
Юрий Шевчук, как и Цой, занимался живописью профессионально. Лидер «ДДТ» окончил художественно-графический факультет Башкирского пединститута, а после него работал учителем рисования в сельской школе.
«Помню, приходилось каждый день вставать в пять утра и бежать на электричку до Иглино, чтобы в школе преподавать детишкам «разумное, доброе, вечное». В Башкирии я расписывал свинофермы и птицефабрики. Во время учёбы в институте мы часто шабашили. В итоге я нарисовал много портретов Брежнева для разных учреждений».
В отличие от других рокеров-художников, Шевчук писал картины в реалистичной манере.
«Маэстро» Вячеслав Бутусов тоже любит рисовать. Фронтмен «Наутилуса» рассказывал, что после школы хотел даже пойти в художественное училище, но этому воспротивился его отец. В итоге Бутусов поступил в вуз на архитектурный факультет.
«Ещё в детском саду очень любил наблюдать за тем, как кто-нибудь из детей рисует. Меня завораживало движение карандаша, появление на белой бумаге изображения. У нас было принято рисовать всегда и везде — дома, в детском саду, в общей, а потом и в художественной школе, которую я обстоятельно посещал с 4-го класса, в 8-м классе закончил и получил диплом. По окончании 8-го класса возникла идея пойти в художественное училище. Но сделать этого мне не позволил папа, поскольку у него было вполне чёткое представление о необходимых этапах учебы: сначала закончить 10 классов, а затем идти учиться в вуз. Он был в ужасе от самой мысли прервать учебу в школе! Как говорится, большое видится на расстоянии, и сейчас я начинаю понимать, что по стратегическому аспекту моего жизненного пути папа оказался абсолютно прав. А в дальнейшем художественное образование помогло мне поступить в архитектурный институт».
Теперь, с дипломами художественной школы и архитектурного института, Бутусов упражняется в «Фотошопе» и публикует шедевры на Kroogi.com.
Лидер «Алисы» Константин Кинчев рисовал мало. В сети удалось найти только одну его картину — «Автопортрет» 1984 года.
Зато у Кинчева есть опыт работы натурщиком.
«У меня на пятках были синяки. Страшное дело! Я работал на скульптуре на последнем курсе. Был монгол. (Кинчев принимает позу лотоса.) Был грек, и этот грек из меня Персея лепил. Персей — это который отрубил медузе Горгоне голову. Так что в одной руке у меня был меч, а в другой — голова медузы Горгоны. Эта скульптура сейчас у него, видимо, в саду где-то в Греции стоит. Почему скульптура — потому что когда работаешь с одним человеком, у тебя весь семестр свободен. А перед экзаменом пашешь как папа к Карло, с утра до ночи, и тогда-то на пятках и появляются синяки, если ты стоишь. А когда я с монголом работал, я его убедил, что нужно сидеть и… тогда на жопе синяки».
Ещё Кинчев стал героем комиксов: лидер «Алисы» в образе «супермена» побеждал злых магов и спасал мир. Руководитель уфимской студии «Муха» Виталий Мухаметзянов говорит, что доверить спасение мира мог только Кинчеву.
«Нашим комиксам нужен был супергерой, на его роль мы и выбрали Костю. Герой комикса, по закону жанра, спасает мир. А спасение цивилизации мы могли доверить только человеку, который имел тогда огромную популярность в России. Был ещё один кандидат — лидер группы «Телевизор» Миша Борзыкин, но он не был так широко известен. А за Кинчевым в тот момент шла армия».
***
А где же, спросите вы, упомянутые вначале Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джимми Хэндрикс, Сид Баррэт и Мэрилин Мэнсон?
Уже натягивают полотна на подрамники. Для следующей серии «живописного рок-н-рола» на «МедиаПорте».