Web Analytics
Объединились ради развития или «сдались в плен»? | MediaPort

На этой неделе 90 из 120 депутатов Харьковского облсовета вошли в состав новой группы «Единство и развитие Харьковщины» во главе с председателем Харьковской облгосадминистрации Юлией Светличной. Как объясняют создание группы её инициаторы и кто отказался присоединиться? 

Фото: kharkivoda.gov.ua
Фото: kharkivoda.gov.ua

О создании новой депутатской группы на сессии 6 декабря сообщил глава Харьковского областного совета Сергей Чернов.

«Целью создания группы является единство громады, жителей Слобожанщины, представителей всех политических сил, общественных организаций с целью стабильности и развития Харьковщины», — сказал глава облсовета и зачитал список членов объединения.

Из него исходило, что в группу под руководством Светличной вошли представители всех шести фракций облсовета — «Видродження», «Батькивщина», «БПП «Солидарность», «Оппозиционный блок», «Самопомич» и «Наш край».

Однако глава фракции «Самопомич» в облсовете Татьяна Бедняк уточнила: её коллега Назар Ванюшин вошёл в новое депутатское объединение вопреки решению фракции и перед сессией был из неё исключён.

Официальные сообщения ХОГА обошлись без этих деталей.

Для команды губернатора было принципиальным подчеркнуть — присоединились члены не некоторых фракций, а всех.  

«Без политики»

«Это неполитической объединение, в которое, это важно, вошли представители всех политических фракций, которые есть в областном совете. Вопросы единства, стабильности и развития, по моему мнению, являются самыми главными, поскольку людям нужны реальные дела, а не партийные лозунги. Именно дела, а не пустые слова, заявления или сенсации», — сказала глава Харьковской облгосадминистрации, член фракции «БПП «Солидарность» Юлия Светличная, пригласив депутатов на концерт в отремонтированную филармонию.

«Кто имеет намерение вести политическую деятельность, то у него будет эта возможность, я имею в виду, очередные выборы в Верховную Раду в 2019 году. Но за политической борьбой иногда политически популистской борьбой мы не должны терять темпы развития нашей области», — заявила глава обладминистрации.

Председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов («Видродження») не считает, что сама речь губернатора уже звучала политически.

Фото: oblrada.kharkov.ua
Фото: oblrada.kharkov.ua

«На сегодня — нет. И мы договорились при создании этой группы, что мы политикой в группе заниматься не будем. Я уже переживал это не один раз в своей жизни, возглавляя 10-й год Харьковский областной совет. Всё это было. И группы были, и фракции, самое главное — нужно сегодня искать механизм балансирования политических сил и настроений, чтобы это не мешало работе», — говорит Чернов.

Группа, по словам главы облсовета, нужна для «обеспечения принятия решений с целью развития региона».

На вопрос, что мешает принимать такие решения вне объединения, глава облсовета отвечает так: «Накануне выборов жизнь подсказывает, что будет напряжённая ситуация, и каждая из политических сил, будет пытаться выполнять в первую очередь своё политическое задание, а потом думать о развитии. И это необходимо для того, чтобы скоординировать нашу работу, защитить местное самоуправление от большой политики, она здесь не нужна в таких порциях, как есть сегодня в Киеве».

«Это никоим образом не говорит, что не будет дискуссий. Это показывает и голосование», — говорит Чернов.  

«Делать добро»

Экс-глава Харьковской облгосадминистрации, народный депутат Михаил Добкин присоединение части «Оппозиционного блока» к новой депутатской группе назвал «сдачей в плен».

«Фракция «Оппоблока», отдельной его частью, пошла сдалась губернатору в плен. Но это вопрос к Шенцеву, он руководит областной партийной организацией. Я не член партии «Оппоблок», я, если вы помните, вышел», — сказал Добкин журналистам после несостоявшегося заседания суда по делу о «кооперативной схеме».

Руководитель фракции «Оппозиционый блок» в облсовете Олег Каратуманов, поддерживающий своим присутствием Добкина в суде, присоединение к депутатской группе объясняет возможностью «делать добро».

«Когда у меня спросили, может ли «Оппозиционный блок» объединиться с «Видродженням» и так далее, я ответил: мы готовы работать со всеми лишь бы для Харьковской области делать добро. Поэтому эта группа так и называется «Единство и развитие Харьковщины». Это же не политическая сила, мы остаёмся в «Оппоблоке», просто люди объединились, чтобы делать дела для Харьковской области», — прокомментировал Каратуманов.

— А раньше вы эти дела не могли делать?
— Делали! Но у нас сегодня есть больше возможностей.

Новая депутатская группа позволит «объединить усилия для развития региона», продолжает мысль Чернова глава фракции «Видродження» и первый заместитель нового депутатского объединения «Единство и развитие Харьковщины» Владимир Скоробогач.

«При этом каждый из депутатов объединения может иметь свою политическую позицию и нести те принципы партии, от которой он был избран. У партии «Видродження» была, есть и будет своя точка зрения на процессы, которые происходят в экономической и политической жизни страны. Мы ни в коем случае не отказываемся от своих политических принципов и задач», — говорит он.

В действиях фракции, по его словам, нет никакого «предательства».

«Если в результате этого объединения простые люди на практике увидят улучшение управляемости любыми процессами в регионе, то какое же это предательство? Предать своих избирателей — это оказаться в стороне от процессов, которые принесут людям спокойствие и безопасность. А избиратель сам разберётся, когда придет время», — комментирует Скоробогач.

«Фракция «Видродження» — самая большая в областном совете (50 мандатов), и львиная доля фракции стала так называемым костяком объединения. Поэтому ни о каком плене речь не идёт. А на счёт того, имеет ли единое мнение «Видродження» с БПП, то могу заявить что по многим региональным проектам оно действительно является единым», — добавляет он. 

«Политическая акция, показуха»

Глава фракции «Самопомич» Татьяна Бедняк утверждает, что как глава фракции не получала никакой информации о создании депутатской группы.

«Когда примерно неделю назад к некоторым нашим депутатам начали подходить, первое, о чём они спрашивали — дайте положение об этой группе, в котором будет прописано, какие задачи будет решать это объединение. На что получали ответ: нет никаких регламентирующих положений, просто напишите заявление и всё. Но мы взрослые люди, мы делаем всё осознанно. Если тебе предлагают куда-то вступить и говорят только название, это получается «за всё хорошее, против всего плохого», — комментирует Татьяна Бедняк.

«Я считаю, что это политическая акция. Такая показуха, которой гениально научились в областной государственной администрации. Я не считаю, что те депутаты, которые не вошли в эту группу, выступают против единства и развития Харьковщины», — подчёркивает Бедняк.

Решение Назара Ванюшина главу фракции огорчило.

«Мы спросили, почему он вступил, несмотря на то, что мы на фракции обсуждали и посчитали это нецелесообразным. Он сказал, что сделал свой выбор, и мы можем его исключить. Мы же не можем запретить, каждый сам принимает решение, человек сделал свой выбор. Фракция проголосовала за исключение из фракции, один человек воздержался», — рассказала лидер фракции «Самопомич» в облсовете.

Создание подобных депутатских групп для власти — «спасательный круг», считает Бедняк.

«Мой коллега Дмитрий Булах сразу дал ей (депутатской группе — ред.) ёмкое название «ЕдРаХ»…, — пишет член фракции «Самопомич» Александр Котуков. — Может кто-то думает, что я против единства? Или развития? Не знаю… Да, наверное, это уже и не важно. В любом случае, я за то, чтобы конкретная группа, раз уж она собирается, решала конкретные проблемы. А какие проблемы будет решать эта супергруппа, которые нельзя было бы решить без её создания, я не знаю…».

«Закономерность»

«То, что произошло, вполне закономерно с точки зрения двух давних украинских трендов: первый — то, что в принципе в Украине нет развитой политической структуры партий, и они являются просто безидеологическими брендами, которые, как зонтик, во время выборов собирают влиятельных людей, которые проходят в советы, а в основном влиятельные люди на местном уровне стремятся не быть в оппозиции к власти. И второй тренд — в том, что не доведена до конца реформа децентрализации. До сих пор государственные администрации распоряжаются бюджетами области или районов и вполне логично, что они стремятся влиять на политическую конфигурацию местных советов», — считает политолог Юлия Биденко

Общественная сеть «Опора» подсчитала, что из 86 глав райадминистраций Харьковской области и их заместителей 49 состоят в партиях. Абсолютное большинство — члены партии «БПП «Солидарность».

«Обратите внимание, как много чиновников, я уже не говорю о главах РГА, не сложили партийные билеты. Райадминистрации связаны с президентской политсилой, и если сопоставить это с результатами выборов в объединённых громадах, мы увидим, что несмотря на довольно низкий рейтинг, исходя из последних социологических исследований, президентская сила уверенно собирает голоса. Я это связываю в том числе с тем, что административный ресурс продолжает существовать и как раз реализуется с помощью местных администраций», — отмечает Биденко.

Создание нового депутатского объединения в Харьковском облсовете, по её мнению, связано с предстоящими выборами президента.

«В данном случае это делается перед выборами президента и, если мы посмотрим на тенденции в городе и регионе, то я бы прогнозировала, что в Харькове и области будет делаться всё, чтобы обеспечить высокий процент голосов за действующего президента. И это ещё один из ходов — показать, что власть является эффективной, что она способна объединять вокруг себя разных политиков», — говорит политолог.

«Если бы реформа децентрализации была завершена, партии после выборов формировали бы некое подобие правительств, то есть у них были бы свои исполнительные органы, и они были бы более подотчётны и подконтрольны представительскому органу, то есть областному совету, а администрации не существовало бы, они бы не имели доступа к финансовым ресурсам, земельным ресурсам, инфраструктуре, а занимались бы функцией надзора за соблюдением законности в решениях местных советов, как это и предусматривалось проектом реформы. Пока же она остановилась на создании объединённых громад, а распоряжение реальными ресурсами отдаётся очень слабо», — отмечает Биденко.