Социальное жильё для переселенцев в Харьковской области: как идёт реконструкция
Первое социальное жильё для внутренне перемещённых лиц по проекту неприбыльной организации «Украинский фонд социальных инвестиций» в Харьковской области планируют сдать уже в апреле этого года — в Лозовой. Это один из шести объектов в регионе, который реконструирует УФСИ при финансовой поддержке правительства Германии через немецкий государственный банк развития KfW.
На каком этапе реконструкция в других городах области и когда переселенцы смогут получить жильё, «МедиаПорту» рассказала главный консультант по развитию громад УФСИ Анна Аладжальян.
Социальное жильё в Лозовой — это первый проект, где закончились ремонтно-строительные работы. Его бюджет составляет 6 миллионов 600 тысяч гривен. Это общежитие, рассчитанное на 50 человек. Оно занимает пятый этаж 5-этажного здания, в котором находятся социальные службы. Поблизости — школа, магазины, детсад.
Переселенцы могут рассчитывать на мебель, технику?
В Лозовой уже приобрели в каждую комнату кровати, шкаф, стулья, стол, тумбочки. Сейчас закупают жалюзи. На кухнях — печки и гарнитуры, есть прачечные. Поскольку мы подписывали с громадами как с собственниками объекта соглашение о сотрудничестве, в нём есть пункт — план жизнедеятельности микропроекта. У собственников объекта есть обязательства — обеспечение нормальной жизнедеятельности переселенцев. Если это общежитие, то нужно закупить мебель, необходимые предметы быта, то же постельное белье. В некоторых общежитиях постарались сделать блочную систему с душем на две комнаты.
Там, где квартиры (Богодухов, Красноград), люди самостоятельно будут обустраивать их. Мы за этим наблюдаем, консультируем местные органы, где те могут взять дополнительные деньги, чтобы обеспечить.
Как сейчас происходит реконструкция?
Завершённый микропроект — это Лозовая, остальные пять — Изюм, Красноград, Богодухов, Золочев, Дергачи — в Харьковской области на стадии 70-80%. Зима немного сбила график выполнения внешних работ, соответственно, некоторые работы перенесли на теплое время года.
Какой город следующим после Лозовой сдаст жильё?
Пока мы не можем спрогнозировать, но май-июль будет самый насыщенный период, когда мы сдадим объекты. К этому сроку мы закончим строительные работы практически везде, кроме Дергачей, где ремонтировать начали позже.
Вообще проект рассчитан до ноября 2018. Как только на руках будут документы о завершении строительных работ, о вводе в эксплуатацию помещений и подключением их к коммуникациям, начинается заселение.
Кто будет заниматься расселением внутренне премещённых лиц?
Расселением занимаются собственники объекта, в данном случае это местная власть. Они сейчас разрабатывают порядок поселения, списки. Мы их можем только консультировать. Есть закон о социальном жилье в Украине, и он чётко определяет, кто имеет на него право, и переселенцев в этой категории нет. Если опираться на этот закон, то не будет выполнятся концепция нашего проекта, потому что наш донор, немецкое правительство, выделило грант под решение жилищных и интеграционных вопросов именно переселенцев.
То есть нет закона о жилье для переселенцев с Донбасса?
Да, у нас нет отдельного закона, есть только закон о защите прав и свобод переселенцев, и там сказано, что на уровне органов местного самоуправления при наличии такого жилья его могут давать переселенцам во временное пользование. Но в собственности громад практически нет такого жилого фонда, потому что ничего в последние годы не строилось под жильё социального назначения. Когда у громад была возможность разместить ВПЛ в санаториях, которые передали в коммунальную собственность, в какие-то бывшие общежития предприятий, их туда направляли. Но это опять-таки временное жилье. И совершенно не те условия жизни, которые нужны для комфорта.
Действительно на государственном уровне этот вопрос ничем не регламентируется, но очень многие общественные организации, такие же наши партнерские международные проекты постоянно поднимают эту тему, и на уровне профильных министерств, которые занимаются переселенцами. Пока нигде это чётко не прописано.
Не станет ли препятствием отсутствие законодательства о социальном жилье для переселенцев при сдаче жилья в эксплуатацию?
Нет, не станет. Органы самоуправления могут самостоятельно принимать решения о присвоении статуса [социального жилья] любому зданию. И на этом основании селить туда людей.
Как избежать ситуации, чтобы местная власть не раздала квартиры в социальном доме чиновникам?
Не зря же мы как консультанты работаем. Доноры, зная возможность коррупционных схем, оставляют нам право полностью контролировать проект до момента, пока переселенцы не получат ключи в руки и не заселятся в дом. Более того, ВПЛ и потом продолжают к нам обращаться — например, после того, как в Запорожье подняли тарифы. И мы ведём переговоры с местной властью, чтобы переселенцам было максимально комфортно жить.
Куда вложили больше всего труда при реконструкции объектов?
Они все такие — помещения, которые по несколько лет не эксплуатировались. Восстанавливали перекрытия, внутреннюю отделку, коммуникации. Это полный комплекс «под ключ». Плюс использование энергосберегающих технологий и материалов в реконструированных зданиях — одно из обязательных условий наших доноров.
Какие энергосберегающие технологии использовались?
В этих микропроектах мы утепляем фасады зданий, кровли, перекрытия, заменяем окна на энергосберегающие. Более сложные технологии не использовали, потому что проектную документацию за свои деньги делали громады. На сколько денег у них хватило — такой проект они и делали.
Расскажите о работе в интернате в Волчанске.
Это интернат для пожилых людей, которые освободились из мест лишения свободы. Он и раньше там существовал, мы сейчас улучшаем там условия жизни. Там же примут и пожилых ВПЛ, которые вышли на свободу после того, как отбыли наказание.
Будут ли общежития оснащены пандусами?
В основном у нас помещения одноэтажные иди двухэтажные. Но бесбарьерный доступ в жилье предусмотрен — ставим пандусы во все помещения, которые ремонтируем. Несмотря на то, что строители местные, у нас есть технический надзор, который отслеживает правильность выполнения работ и использования материалов. Наш проект не отдан на самотёк, мы консультируем громады от начала и до конца.
Если сравнивать степень готовности реконструированного жилья для переселенцев в Харьковской и Днепропетровской, Запорожской областях, где также действует проект, где люди уже обосновались и живут?
Запорожье передовые — уже заселены два общежития из пяти. Но там и проекты гораздо меньше по количеству комнат: одно общежитие на 12 человек, другое на 29. Кроме того, в Запорожской области нужно было ремонтировать один этаж эксплуатируемого помещения, где были подключены все коммуникации. Поэтому реконструкция прошла быстро. А в Харьковской области общежитие в тех же Дергачах рассчитано на 75 человек.
Днепропетровская область у нас получилась самая «объемная» — там 5 объектов, но помещения самые большие по площади. Например в Каменском мы сделаем 37 квартир. Эта область у нас больше представлена квартирами, а не общежитиями — их всего два.
Почему вышло, что квартир больше?
Планировка зданий позволяла делать полноценные квартиры. И когда только стартовал проект, у нас был упор на общежития, чтобы разместить как можно больше переселенцев. Но сейчас мы видим, что в следующих проектах уйдём от общежитий. Потому что переселенцам будет не очень комфортно переходить из отдельной, пусть и съёмной квартиры, в общежитие.
Кто в первую очередь получит жилье?
В первую очередь будут селить тех, у кого есть льготы — матери-одиночки, люди с инвалидностью. Если не хватит места в Золочеве, но будет в Дергачах, то человека сможем поселить туда, если он будет не против. Мы просим местную власть уже сейчас формировать списки из тех, кто очень нуждается. И рекомендуем создавать критерии отбора, особенно там, где желающих в 2-3 раза больше, чем мест.
А где такая ситуация?
Это больше в Днепропетровской области, потому что там жилье для переселенцев расположено в городах областного значения.
А в Харьковской области?
Нет, у нас число желающих не превышает в несколько раз число мест. Но списки уже фактически сформированы.
Какой будет стоимость жилья?
С жильцами заключат договор, за коммунальные услуги они будут платить самостоятельно по тем тарифам, которые действуют в городе. И при этом имеют право оформлять субсидию. Но это социальное жилье без права приватизации. Его не передают в вечное пользование, его невозможно купить, но при этом в нём могут жить столько, сколько необходимо. Если семья решит переехать, то квартиру или комнату передают следующему по списку претенденту.
На каких условиях человек может лишиться места в социальном жилье?
Мы понимаем, что все люди — разные, поэтому консультируем громады, чтобы всё чётко прописали в договорах: на каких условиях человек там живёт и что может стать причиной для выселения. К этому нас подтолкнула практика модульных городков. Тогда людей расселяли во временное жилье в авральном режиме, но никто не думал, что оно станет постоянным.
Справка. Социальное жильё для внутренне премещённых лиц, кроме Лозовой, обустраивают ещё в пяти городах Харьковской области — Изюм, Красноград, Богодухов, Золочев, Дергачи. Одновременно в каждом из населённых пунктов, донор инвестирует в ремонт социальной инфраструктуры (2 детсада, 4 школы, 1 интернатное учреждение). Общая стоимость проекта по региону — 88 миллионов гривен. Сроки реализации — 2015-2018.
Аналогичные проекты есть и в других областях Украины. По информации харьковского представительства «УФСИ», в Днепропетровской области утверждены 11 микропроектов — в Павлограде, Каменское (бывший Днепродзержинск), Верхнеднепровске, Вольногорске, Верховцево, Чумаки (5 жилых помещений для ВПЛ, 1 детский сад, 4 школы, 1 интернатное учреждение; плановая стоимость проектов — 88,1 млн грн). В Запорожской области утверждены 11 микропроектов в населённых пунктах Мелитополь, Токмак, Камыш-Зоря, Преслав (5 жилых помещений, 3 детсада, 2 школы, 1 интернатное учреждение; плановая стоимость работ — 59,6 млн грн). Одно общежитие ремонтируют во Львове.
По подсчётам инвесторов, социальное жильё для переселенцев в трёх областях сможет разместить 775 человек (296 в Харьковской области, 232 в Днепропетровской, 157 Запорожской).
Читайте другие материалы проекта Переселенцы.Live
Фото на главной: Павел Пахоменко