Линия разграничения. Пропуск вне очереди
Вне очереди линию разграничения в Донецкой и Луганской областях теперь могут пересекать люди с ограниченными возможностями, родители с маленькими детьми, пожилые люди и беременные женщины.
Екатерина Малофеева, пока жила в Донецке, почти каждые две недели выезжала на подконтрольную Украине территорию — пересекала блокпосты и контрольно-пропускные пункты. В очередях проводила, как минимум, полтора часа. Иногда приходилось ночевать прямо в транспорте на блокпосту или КПВВ.
«Из неприятного — проверки сумок, досмотры и «прошу пройти в кабинку для опроса». Телефоны берут на проверку», — рассказывает бывшая жительница Донецка.
Представители украинских и международных организаций в своих отчётах неоднократно указывали на проблемы в работе КПВВ.
«По мере того, как температура воздуха снижается и контрольные пункты сокращают время своей работы, гражданскому населению, не имеющему личного транспорта, пересекать линию соприкосновения становится всё тяжелее. Автобусы не могут проехать через «нейтральную полосу» между контрольными пунктами въезда-выезда, поэтому гражданскому населению приходится около 3 км идти пешком через линию соприкосновения. От этого несоизмеримо страдают пожилые люди и семьи с детьми. С ещё большими трудностями сталкиваются при пересечении линии соприкосновения лица с инвалидностью. Туалетов, приспособленных для лиц, передвигающихся на инвалидных колясках, нет», — говорится в докладе Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, охвативший период с 16 августа до 15 ноября 2016 года.
В Украине насчитывается около 1,7 млн переселенцев. По данным Министерства социальной политики, 72 тысячи из них — люди с инвалидностью. Более 970 тысяч — пенсионеры. Видео — Hromadske.ua
Согласно ноябрьскому опросу общественной организации «Фундация.101», авторов проекта «Прифронтовая инспекция», основными трудностями при пересечении линии разграничения люди считают большие очереди.
«За прошедший месяц большие очереди, как одна из причин обеспокоенности людей, добавили к своему показателю 5% (81%), по сравнению с показателем в октябре (76%). Значительно возросла обеспокоенность людей из-за обстрелов: 55% в ноябре против 34% в октябре. Условия ожидания в очередях на КПВВ — как третья причина беспокойства желающих пересечь линию столкновения — начали тревожить на 5% респондентов больше, чем месяц назад», — отмечают авторы исследования.
В конце ноября-начале декабря стало известно об изменениях во «Временном порядке контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей». Этот документ, принятый в июне 2015-го, регулирует работу блокпостов и контрольно-пропускных пунктов въезда-выезда (КПВВ).
Изменения касаются, в частности, порядка проверки на КПВВ. Воспользоваться правом пройти проверку вне очереди на основании Порядка теперь могут следующие льготные категории (в том числе на транспорных средствах, в которых они передвигаются):
- люди с особыми потребностями (при наличии документов, подтверждающих инвалидность I и II группы);
- пожилые люди (старше 70 лет);
- женщины с явными признаками беременности;
- родители (опекуны, при наличии подтверждающих документов) с малолетними детьми до трёх лет;
- другие лица — в случае возникновения потребностей гуманитарного характера (тяжёлая болезнь, следование на похороны, перевоз умерших и так далее, при наличии подтверждающих документов.
Кроме того, если ранее через контрольный пункт въезда-выезда разрешалось перемещать товаров весом не более 50 килограммов на одного человека, теперь вес увеличился до 75 кг на человека.
«Считаю, что, несмотря ни на что, это определённый прогресс за два года существования блокпостов и КПВВ, поскольку теперь льготная очередь нормативно закреплена», — отмечает Екатерина Малофеева.
Проект «Обличчя війни» UA:Перший
До изменений СБУ «льготные очереди» были неформальными, объясняет координатор правовых приёмных благотворительного фонда «Восток-SOS» Левон Азизян.
«В большинстве случаев пограничники отказывали в проходе и предлагали договариваться с очередью. Но, как правило, в исключительных случаях, когда это очевидно, людей с особыми потребностями пропускали вне очереди», — вспоминает Азизян.
В то же время координатор «Восток-SOS» согласен не со всеми критериями.
«70 лет — это слишком низкая планка для льготников. Там половина пенсионеров, если все будут идти в льготную очередь, то смысла в ней не будет», — считает Азизян.
Екатерину Малофееву заинтересовал другой пункт изменений — о женщинах «с явными признаками беременности».
«Чисто из любопытства, насколько у женщины должны быть явные признаки беременности? От 6-го месяца и выше? А всем остальным — у кого не видно — нужно стоять по три часа на холоде? Как вариант можно предъявить справку о беременности. А если справка от врача со штампом «ДНР»?» — спрашивает она.
«Речь идёт о тех женщинах, которые находятся на поздних сроках беременности, — в свою очередь объясняет помощник руководителя Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян. — Справки о беременности документом не предусмотрены».
Во «Временном порядке» сказано, что решения о пропуске вне очереди принимают комиссии в составе старших смен контрольных служб на блокпостах и КПВВ (Государственной пограничной службы Украины, Государственной фискальной службы Украины, Службы безопасности Украины) и представителей общественных организаций («Фонд-101», «Донбасс-SOS», «Восток-SOS» при их присутствии).
По мнению координатора правовых приёмных «Восток-SOS», комиссии вряд ли будут работать.
«Поверьте, там у всех достаточно работы, и этот вопрос будут решать лишь «погранцы», без каких-то комиссий, как делалось и раньше. Просто теперь это будет прописано в документе, — считает Азизян. — Я ожидаю, что представители силовых структур будут более лояльно относиться к внеочередному пропуску людей, которые входят в перечень льготных категорий. Вместе с тем, эти изменения дают им те полномочия, которые раньше формально не были прописаны».
Сейчас пересечь линию разграничения с неподконтрольными Украине территориями можно через пять автомобильных контрольно-пропускных пунктов — «Майорск», «Новотроицкое», «Марьинка», «Гнутово» и «Станица Луганская». Есть ещё один пункт — «Золотое» — в Луганской области. Работу единственного автомобильного пункта пропуска на Луганщине украинские пограничники восстановили в марте 2016 года, но вскоре после этого он был закрыт. В Луганской областной военно-гражданской администрации объяснили, что боевики на своём блокпосту установили бетонные блоки и отказались пропускать людей.
Представитель самопровозглашённой «ЛНР» Олег Анащенко в интервью российскому СМИ заявил, что пункт «Золотое» не устраивает сторону так называемой ЛНР «с точки зрения безопасности»: «Там «серая зона», которая, с учётом рельефа местности, не позволяет просматривать эту местность, как с нашей стороны, так и со стороны ВСУ. Учитывая участившиеся случаи работы диверсионных групп в направлении населенных пунктов Первомайск, Марьевка, мы не сможем обеспечить безопасность, то есть за ночь могут быть какие-то провокационные действия террористического характера для того, чтобы максимально испугать людей».
Украина настаивает на восстановлении работы пункта «Золотое». По словам представительницы Украины в гуманитарной подгруппе Трёхсторонней контактной группы в Минске Ирины Геращенко, боевики обещали возобновить работу КПВВ до 10 декабря, однако обещания не сдержали. «Снова отказ, невнятные пояснения, почему снова не открывают. Ситуация с КПВВ «Золотое» на самом деле ярко характеризует и то, что проиходит с заложниками, когда всё время откладывается конкретное решение», — прокомментировала Геращенко.
Фото: John Wendle, UNHCR