Web Analytics
Удочка, а не рыба | MediaPort

У здания бывшего кирпичного завода припаркованы два четырёхколёсных мотоцикла. Один больше похож на небольшую машину — с рулём и навесом. У другого сиденье расположено высоко над массивными колёсами. Гоночные мотоциклы помогли Станиславу Милецкому из Снежного Донецкой области открыть в Харькове собственный бизнес — клуб по прокату квадроциклов и багги, а затем «Школу гоночного мастерства». 

Три длинные парты занимают почти всё место в маленьком классе. На доске схема устройства багги (так называется лёгкий автомобиль высокой проходимости для езды по бездорожью). На полке — шлемы, машинки из пластилина и детские рисунки, тоже на автомобильную тему.

Несмотря на холодное утро, харьковчанин Сергей привёз шестилетнего Ваню на занятия. Добирались из района ХТЗ на Алексеевку. Сын Сергея мечтает стать гонщиком. Даже день рождения ребёнок отмечал в компании автолюбителей.

— Шестилетие праздновали здесь, в беседке, — вспоминает Сергей. — Покупали торт, детское шампанское.

— Сразу два! — оживляется Ваня.

Спрашиваю, чему он здесь учится.

— Как ездить по трассе, — неуверенно начинает мальчик.

— Устройство квадроцикла, мотоцикла, багги, да? — перебивает отец.

— Угу.

— Где рычаги управления находятся, тормоза, сцепление, как нужно себя вести на трассе, как нужно заходить в повороты, — увлечённо продолжает Сергей.

Сергей и сам решил заниматься. Теперь не ждёт сына с урока, а сидит с ним за одной партой. На практических занятиях по очереди с Ваней катается на подаренном сыну квадроцикле. Сергей решил освоить мотоцикл: «Мне всегда отец запрещал садиться на мотоцикл. И я его понимаю, это опасно. А сейчас стал самостоятельным и решил попробовать».

Пока дожидаемся ещё одного ученика Демида, в аудиторию заходит преподаватель — организатор «Школы гоночного мастерства» Станислав Милецкий. Все в сборе: руководитель командует надевать экипировку — защитный костюм-«черепаху», наколенники и налокотники.

— Знаете, какой вид спорта самый опасный? Лёгкая атлетика! У спортсменов стабильно растягиваются и даже рвутся связки. А в гонках нет ничего опасного, — считает отец Демида Андрей.

Дети надевают шлемы и следом за преподавателем оправляются на поле отрабатывать езду по кругу и «восьмёркой». 

На номерах зелёного багги надпись по-украински: «Козак»
На номерах зелёного багги надпись по-украински: «Козак»

Станислав Милецкий учился в Харькове, здесь же работал по специальности, был заместителем начальника электротехнического отдела на местном предприятии.

«Работа нравилась, но со временем понял, что у меня пропадает интерес. Обыденно. Ходил на работу как на автомате. Чувствовал, что надо что-то менять», — вспоминает Станислав.

В 2010 году уволился и вернулся в родной город Снежное. Искал деньги, чтобы открыть собственное дело — клуб для проката квадроциклов и багги. Станислав хорошо изучил гоночные мотоциклы, научился ездить сам и стал обучать других.

«Открыть багги клуб помог центр занятости. Тогда была программа, согласно которой начинающим предпринимателям выплачивалась годовая средняя зарплата с прошлого места работы. Для старта бизнеса. Понятно, что это копейки. Взял ещё денег в кредит, выполнил крупный заказ по электрике. Так смог купить два квадроцикла и с этим стартовать».

Багги клуб Станислава был первым и единственным в небольшом городе Донецкой области. 

«Летом 2014 года, когда танки поехали по городу, я понял, что дела не будет, — Станислав меняется в голосе. — Как будто ты просыпаешься утром, а солнце не встало. Ты уже ни на что не влияешь».

Вопрос о том, куда ехать, перед Станиславом не стоял. Ещё со студенческих лет в Харькове остались знакомые. Друг помог перевезти квадроциклы в Харьков. В прошлом году Станислав выиграл грант и купил ещё два багги. Так в Харькове появился сначала багги клуб, а затем и «Школа гоночного мастерства».

Сейчас у предпринимателя около пяти постоянных клиентов и учеников.
Сейчас у предпринимателя около пяти постоянных клиентов и учеников.

Станислав участвовал в проекте благотворительного фонда «Каритас Харьков». С сентября 2015 года фонд занимается трудоустройством переселенцев. До этого людям, приехавшим из зоны АТО, волонтёры помогали едой и деньгами.

«Мы увидели, что конфликт не прекращается. Основной задачей было помочь людям интегрироваться в громаду, в которую они приехали, показать местному населению, что эти люди приехали не сесть кому-то на шею, что они хотят и могут работать», — рассказывает координатор проектов трудоустройства «Каритас Харьков» Наталья Малютина.

Сегодня проект работает уже в трёх регионах — в Харьковской области, части подконтрольной Украине Донецкой области, Запорожье и Бердянске.

«У нас появились два профессиональных рекрутера. Они мониторят вакансии, общаются с работодателями, выясняют, насколько они лояльные к переселенцам, рассказывают о кандидате на место. Человек приходит не на пустое поле», — отмечает Малютина.

С сентября прошлого года около 1200 внутренне перемещённых лиц получили консультации рекрутеров. Из них 128 человек удалось устроить на работу. Находили временную работу и пенсионерам.

Для тех переселенцев, которые живут не в Харькове, но тоже нуждаются в помощи, волонтёры создали сайт «Career for new life».

«Он рассчитан и на переселенцев, и на работодателей. Переселенцы могут здесь создать резюме, почитать полезную информацию и ознакомиться с вакансиями, которые сюда загружают работодатели. Также можно записаться на тест по профориентации», — объясняет руководитель сайта Кирилл Нечепуренко.

Благотворительный фонд выдаёт гранты для предприятий на создание рабочих мест для ВПЛ.

«С февраля этот проект  проходил уже дважды. Мы создали 160 рабочих мест. Заключили договора с 45 предприятиями. Разные предприятия — сфера торговли, производства», — рассказывает координатор проекта «Гранты для работодателей» Людмила Толстикова.

За год фонд выдал переселенцам 650 бизнес-грантов для открытия своего дела.

«Мы предоставляли переселенцам возможность развивать бизнес на подконтрольной Украине территории. Это были гранты на разную сумму — от пяти тысяч гривен до двухсот тысяч гривен. Переселенцы открывали кафе, производства, станции технического обслуживания. В основном задействовали в проекте области восточного региона, где больше всего ВПЛ», — добавляет Толстикова.

Волонтёры столкнулись с тем, что многие переселенцы имеют специфические профессии — работали в тяжёлой промышленности, на шахтах.

«Мы предлагаем человеку пройти переобучение. С помощью теста на профориентацию определяем, что человеку близко. Затем ищем ему подходящую программу переобучения. Не даём деньги на руки, но оплачиваем курсы. Поддерживаем человека, пока он не найдёт работу», — объясняет координатор проектов трудоустройства.

«Мы решили: хватит давать людям рыбу, нужна удочка», — уверена Наталья Малютина.