Web Analytics
Памятник как зеркало | MediaPort

Его ещё нет. Он только в проекте. Но уже в этом проекте, неокончательном и неутвержденном, отчётливо видно то, от чего так страдает сегодняшняя Украина.

Амбиции плюс некомпетентность, помноженные на подозрительность и нежелание признавать собственные ошибки, привели к тому, что конкурс на лучшее проектное предложение памятника Героям АТО в Харькове закончился скандалом.

Конкурс объявили 15 сентября. Хотя формально жёстких ограничений на участие в нём не было (работы могли подавать как маститые и именитые профи, так и студенты профильных вузов), выбор у жюри был невелик — всего 7 проектов. Ничего удивительного. До недавнего времени конкурс был широко известен в довольно узких кругах, в которые многие потенциальные участники не входили. Да и срок на подготовку и подачу работ был неприлично мал — меньше месяца (до 12 октября).

«Те, кто хотел, откликнулись и дали нам свои проекты. Кто не хотел, тот не успел», — убёжден Александр Сергеев, глава совета Харьковской областной общественной организации «Союз ветеранов АТО», инициировавшей конкурс.

Предложение другой общественной организации — Всеукраинского объединения участников боевых действий и волонтёров АТО — объявить об отсутствии победителей и назначить новый конкурс сроком не менее двух месяцев, предварительно выработав более строгие критерии, инициаторы конкурса восприняли чуть ли не как личное оскорбление.

И понеслось. Демонстративное объявление проекта-победителя, публичное выяснение отношений между участниками АТО, обвинения в предательстве, политической заангажированности и выполнении заказа кураторов, желании присвоить чужие лавры — словом, скандал. Скандал ненужный и отвратительный. Скандал, которого можно и нужно было избежать.

Ведь речь идёт о первом памятнике Героям АТО в области.

От проекта, который выбрали, за версту веет шаблонами и соцреализмом. Кому-то он напоминает Минина с Пожарским в Москве, кому-то — памятники воинам-афганцам, которые массово устанавливали в райцентрах к очередной дате, кому-то — игрушечных солдатиков, которыми так любила играться детвора застойного и перестроечного СССР. За него не цепляется взгляд, от него не ёкает сердце. Он не заставляет остановиться и задуматься. Он — ещё один. Очередной. Но не первый.

И от этого грустно и обидно. Обидно, что те, кто воевал по одну сторону фронта, сегодня объявили войну друг другу, хотя желают одного и того же — памятника Героям АТО в Харькове.

Зачем торопиться? Почему не продлить конкурс?

По сути Александр Сергеев на эти вопросы не отвечает. Он говорит, что в Кривом Роге памятник Героям АТО уже есть, что харьковский проект неокончательный и будет дорабатываться и  особо подчеркивает, что «Союз» действовал по закону.

«Мы все сделали по закону. По за-ко-ну», — чеканит Сергеев.

Но скажите мне, какой закон запрещает продлить конкурс? Какой закон запрещает признать: «Да, мы поторопились. Неполный месяц на подготовку работ с нуля — слишком мало. И мы недоработали с коммуникацией — информации о конкурсе было недостаточно».

Какой закон запрещает протянуть руку другим участникам АТО и предложить: «Мы хотим одного и того же. Давайте отложим амбиции в сторону и обсудим, что мы хотим видеть в памятнике? Герои АТО — кто они? Это только бойцы или волонтёры, с первых дней помогавшие нам тоже? Это только мужчины или женщины тоже?»

Какой закон запрещает прийти в профильные вузы и сказать студентам: «Ребята, мы хотим поставить памятник Героям АТО. Такой памятник, чтобы много лет спустя, глядя на него, человек, никогда не бывавший под обстрелом, который знает о войне только из книжек и фильмов, понял, почувствовал, каково было там, на нулевке. Помогите нам, придумайте, как это можно сделать».

Какой закон запрещает показать проекты школьникам, попросить их выбрать лучший и объяснить почему? Ведь это всё — элементы того самого патриотического воспитания, о необходимости которого так модно сейчас говорить.

Да, на всё это нужно время. Да, это затянет процесс на несколько месяцев. Но результат того стоит. Если речь идёт действительно о Памяти, а не об очередном памятнике к очередной дате.