Web Analytics
Цирк вопреки | MediaPort

Здание Старого цирка почти не видно с улицы — его закрывают собой многочисленные кафе и СТО. Внутри так же мрачно — в помещении едва доходит до +15, вокруг бегают дети в свитерах. Впрочем, холод не мешает ребятам готовиться к концерту.

В этот вечер артисты детско-юношеской студии «Старый цирк» будут выступать для сирот, детей погибших военных и переселенцев. Каково это — потерять крышу над головой — знакомо и самим артистам. 

На сегодняшний день в студии занимаются 150 детей, пятеро из них — переселенцы.

15-летняя Александра Калюжа ходит на занятия в детскую студию уже второй год. Из-за боевых действий семья Саши покинула родной Донецк: «Сначала мы переехали в Черкассы, но нам там совсем не понравилось. Родители всегда хотели в Харьков, а я не нашла в Черкассах подходящего места, где смогла бы заниматься — тренироваться я должна почти каждый день, чтобы не терять навыков». 

Девочка осваивает цирковое искусство с 10-ти лет. В Донецке посещала подготовительную школу на базе Дворца культуры имени Пушкина. «Там преподавали историю цирка и хореографию. Занимались в небольшом здании, тренировались по очереди», — рассказывает Саша. 

К напряжённым тренировкам школьница была готова, в Старом цирке она тренируется каждый день по три-четыре часа. 

Саша ходит на тренировки после школы
Саша ходит на тренировки после школы

Обвалившаяся штукатурка, деревянные доски с щелями вместо пола, узкие проходы и тусклый свет в коридорах — состояние Старого цирка Сашу не пугает:

«Честно, зайдя в помещение, я даже не смотрела на стены, настолько меня поразил манеж. Он тут действительно огромный! На такой арене я чувствую себя настоящей артисткой, это очень вдохновляет. У нас есть всё необходимое для занятий — обручи и хула-хупы, канаты и ремни, турники, рамки, воздушные кольца, корд де воланы, петли».

«Мы разделили всех воспитанников студии на три группы в зависимости от возраста и способностей. Я веду основную группу — это дети, уже физически и морально подготовленные к выступлениям. Чаще всего занимаюсь со всей группой, но иногда даю индивидуальные занятия. Работа тренера заключается, скорее, в контроле правильности выполнения различных номеров — больший упор делаем на самостоятельную подготовку», — рассказывает тренер и художественный руководитель студии Светлана Момот. 

На занятиях с тренером дети разучивают номера, оттачивают мастерство и исправляют ошибки
На занятиях с тренером дети разучивают номера, оттачивают мастерство и исправляют ошибки

«Самое тяжёлое для меня в самостоятельных тренировках — держать спину, — рассказывает Саша. — Нужно постоянно следить за собой, не горбиться, выполнять упражнения. А ещё — растяжка. Это настоящий ужас! С одной стороны, мне очень нравится гимнастика, упражнения на гибкость, но порой это так тяжело, что опускаются руки. Но я не сдаюсь». 

Пока Саша работает над собой, студия «Старый цирк» борется за своё существование.  

Проблемы начались три года назад, когда Министерство культуры, которому подчинён цирк, решило провести реорганизацию. По приказу министерства, здание Старого цирка, где занимаются дети, и его работники подчиняются разным учреждениям. Реорганизация, по словам тренеров, ставит под вопрос существование студии. 

Артисты разучивают номера, периодически греясь под мобильными вентиляторами (здесь их называют «пушками»). 

«Я говорю сейчас не как мама своего ребёнка, я говорю от имени всего родительского комитета. Наши дети после школы бегут не гулять на улицу, они спешат на тренировки. Если бы не наше желание, упрямство тренеров, неравнодушие представителей СМИ и волонтёров — студия была бы давно расформирована, и нас бы выкинули на улицу», — уверена Яна Кузьменко, мама 10-летней Юстины.

По мнению заместителя генерального директора структурного подразделения ГП «Государственная цирковая компания Украины» Дмитрия Лыко, «ситуация с реорганизацией доведена до юридического абсурда»: «К чему привели их пертурбации? С апреля 2015 года мы фактически потеряли работу (согласно приказу, должны работать в киевской компании), а само здание никак не финансируется. Наши маленькие артисты остались без света и отопления».

Другая версия причин происходящего у исполняющего обязанности генерального директора ГП «Государственная цирковая компания Украины» Сергея Дидыка. Он усматривает вину прежнего руководства: «Прикрываясь детьми и спекулируя на жалости по отношению к юным артистам, руководство пытается прикрыть собственные грехи. Дети вынуждены заниматься по четыре часа (вместо законных 45 минут), не соблюдается техника безопасности. Я 38 лет проработал в цирке и знаю, какой должна быть профессиональная подготовка артистов. Это явно не тренировки под полупрогнившим куполом, который может обрушиться в любой момент».

Ремонт здания делать не планируют
Ремонт здания делать не планируют

Дидык рассказывает о результатах проверки здания: «В Старом цирке не предусмотрены условия, при которых ребята могут безопасно заниматься. В группе 150 человек — разве могут четыре тренера уследить за таким количеством детей и обеспечить каждому индивидуальный подход?»

В Харькове, по словам и.о. директора ГП «Государственная цирковая компания Украины», действует 12 студий циркового мастерства. 

«Да, там нет манежа и такого большого пространства, зато есть компетентные педагоги, тепло и нормальный санузел. Заботитесь о детях? Обеспечьте им нормальные условия для занятий, чтобы малышам не приходилось репетировать в +10. Но никто на такие перемены не идёт — нужно найти и арендовать соответствующее помещение, в которое бы поместилось 150 человек, это попросту невозможно. Не будет занятий — не будет денег, а значит администрация останется без «кормушки», — резко комментирует Дидык. 

Налоговики, по его словам, нашли нарушения в работе студии, выписали штрафные санкции на сумму более двух миллионов гривен: «Не будем забывать и о том, что де-юре работники Старого цирка числятся в киевском ГП, а на работу де-факто ходят в здание, которое находится в залоге. Обходя все запреты и игнорируя приказ Министерства культуры, которому это здание принадлежит». 

Родители ребят — на стороне тренеров, новое руководство называют непрофессионалами. Представитель родительского комитета Марина Гамаюнова, истец в суде, подчёркивает: «Мы сделаем всё, чтобы эта ситуация обернулась в нашу пользу. Нам говорят, что предыдущему руководству скоро и вовсе не разрешат зайти в здание — а что делать детям? Мы не отдадим нашу студию просто так».

Прошло меньше часа, как от холода в Старом цирке у меня онемели пальцы. Ребятам приходится тренироваться здесь по несколько часов и выступать в лёгких костюмах. 

Спрашиваю у пробегающих мимо детей, как они себя чувствуют. «Да как-то привыкли уже, — отвечает 8-летняя Аня, — холодно только переодеваться, а потом уже после зарядки не так всё плохо».

Родители, хоть и наблюдают за репетицией в тёплых куртках, не считают холод преградой для занятий.

«Не было такой ситуации за 7 лет посещения студии, чтобы моя Ульяна заболела после тренировки. Перед каждым занятием манеж и гримёрки хорошо прогреваются радиаторами и тепловыми «пушками», к тому же, сами тренировки построены таким образом, что сначала дети «разогреваются», а потом уже приступают к отработке номеров», — говорит мама 9-летней воспитанницы студии Наталья Шиян.

Зал полон зрителей. На манеже — потрясающая акустика: можно расслышать даже то, что говорят на противоположной стороне.

Саша выступает в третьем номере «Зима» вместе с другими девочками, одетыми в белоснежные облегающие костюмы. Свои умения показывают акробаты, жонглёры, эквилибристы и воздушные гимнасты.

Среди выступающих — призёры всеукраинского шоу «Україна має талант» и международного конкурса «Magic Circus Show» Евгений Гавриленко и Екатерина Рудик. Победительница Международного фестиваля циркового искусства в Киеве Мария Шевченко продемонстрировала своё мастерство на петлях. Весной Мария рассказала о проблемах Старого цирка в эфире шоу «Україна має талант»: «Я не могла поступить по-другому — понимала, что это необходимо. Министр культуры Евгений Нищук сказал, что не знал о происходящем, так как на должности недавно. Он обещал помочь». 

Тренеры, воспитанники студии и их родители продолжают ходить в Старый цирк.

Сергей Дидык подчёркивает: студию необходимо превратить в профессиональное предприятие. «Оформить, получить аккредитацию и лицензию Минобразования, чтобы после окончания выдавать детям документы о том, что они приобрели квалификацию. Если формировать группу — то заключать договор с родителями, где будет чётко прописана сумма оплаты, если нанимать педагогов — то таких, чья компетентность не подвергается сомнениям», — настаивает он. 

Саша Калюжа надеется, что взрослые разберутся: «Не хочу даже думать о том, что будет, если… Ещё один дом я потерять не хочу».

Фото: Павел Пахоменко