Мотив — «всё за деньги». Кто такие «Харьковские партизаны»
На территории Харьковской области действуют диверсионные группы «Харьковских партизан». Эту организацию в СБУ называют террористической. По данным следствия, участники диверсионных групп, входящих в её состав, проходят обучение в России, получают российское оружие и финансируются из-за границы. Кого милиции удалось задержать, сколько людей находится в розыске, что делают спецслужбы и как советуют уберечь себя?
Поделиться данными, которыми на сегодняшний день располагает следствие, на пресс-конференции 21 ноября решили начальник областного управления СБУ Александр Пивовар и прокурор Харьковской области Юрий Данильченко.
«Почивать на лаврах уже раскрытых преступлений мы не собираемся. В городе действует разветвлённая агентура, которая постоянно подпитывается материально и тактически из соседнего государства. И я хочу заверить, что органы Службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры фактически работают круглосуточно для того, чтобы не позволить дестабилизировать ситуацию в области и в городе», — с этого начинает свою речь прокурор.
Структура
Террористическая организация «Харьковские партизаны», по словам Данильченко, действует на территории Харьковской области с июля.
«Их основная цель — совершение терактов, повреждение и уничтожение важных объектов народного хозяйства, оборонного значения, дестабилизация общественного порядка в городе и области, устрашение населения, нарушение общественной безопасности путём применения оружия и взрывных устройств», — объясняет прокурор.
За это время количество диверсий и терактов перевалило за десяток. Самым дерзким преступлением правоохранители называют взрыв в пабе «Стена».
«Назову несколько: 13 сентября — взрыв электрической опоры вблизи посёлка Безлюдовка в Харьковском районе, 17 сентября — вооружённое нападение на Лозовской военный комиссариат. 9 ноября — совершён самый дерзкий теракт, поскольку был направлен не на разрушение объектов, а на уничтожение людей — взрыв в баре «Стена», — перечисляет Данильченко.
«Нами достоверно установлена причастность лиц, совершивших это злодеяние (взрыв в пабе — ред.), у нас есть показания, другие доказательства, во сколько, когда была занесена мина, кто приводил в исполнение. Эти же лица затем использовали такую же мину в районе кафе «Британия», и отдельные лица из этой же группы — возле завода имени Малышева. Идёт расследование, идут следственные действия», — добавил в свою очередь начальник облуправления СБУ Александр Пивовар.
Правоохранители создали перечень объектов, которые могут быть потенциально атакованы, и взяли их под контроль.
«Мы можем их классифицировать: объекты железнодорожной инфраструктуры, объекты, в какой-то мере относящиеся к АТО (военкоматы, бронетанковый завод, завод Малышева). [Паб «Стена»] — это не просто заведение общепита было, это были волонтёры. Причём таких было проявлений два. Это улица Лебединская (адвокатская контора, где активно собирали помощь военным) и кафе «Стена», где собирались и волонтёры, и проукраински настроенные организации», — рассказывает начальник облуправления СБУ Александр Пивовар.
Задержания
Правоохранители заявляют, что предотвратили целый ряд готовящихся преступлений. Так, по их данным, планировались убийство одного из проукраинских активистов, взрыв на пиротехническом заводе, подрыв машины делегации Нидерландов на заводе имени Малышева.
«Это около девяти таких преступлений, которые в результате своевременного пресечения действий ряда членов этой террористической группировки мы предотвратили. К примеру, могу сказать, что группой планировалось убийство одного из известных харьковских проукраинских активистов, 7-8 ноября — подрыв в технической шахте коммуникациями госпредприятия завода имени Малышева. Часть группы удалось задержать перед самым совершением подрыва», — рассказывает Данильченко.
«23 октября члены террористической организации «Харьковские партизаны» собирались подорвать завод пиротехники в городе Харькове, но были задержаны сотрудниками СБУ. Тогда террористы оказали сопротивление, и один из них при попытке привести в действие взрывное устройство был ликвидирован», — добавляет он.
«Вторая часть группировки была задержана в начале этой недели. При обыске в гараже у одной из задержанных был выявлен целый арсенал оружия, взрывчатых веществ с российской маркировкой. На данный момент досудебное расследование проводится Следственным управлением Службы безопасности области по части 1 статьи 258 со значком 3 — создание террористической организации», — объясняет прокурор.
О подозрении объявлено 14-ти гражданам Украины. Пятеро из них — в розыске.
«В отношении семи избрана по ходатайству следователя и поддержанная процессуальными руководителями прокуратуры мера пресечения в виде заключения под стражу без возможности внесениня залога, и ещё двум мера пресечения будет избираться аналогичная в течение этих суток…», — заявил Данильченко.
Начальник облуправления СБУ Александр Пивовар говорит, что всего до сегодняшнего дня «установлена и блокирована деятельность около 70 человек». При этом некоторых из этих людей обменяли на украинских военнослужащих, которые находились в плену на Донбассе.
«Часть задержанных призналась, что под Тамбовом проходили различного рода специальную подготовку — минно-подрывную, снайперскую, диверсионную. На сегодняшний день нами было установлена и блокирована деятельность около 70 человек. Часть из них в России находится в составе этих групп, но не приехавших сюда или уехавших после совершения того или иного противоправного проявления. Часть задержаны […] Часть этих людей, которым уже было предъявлено подозрение в совершении тех или иных террористических проявлений, диверсионных проявлений, они затем были обменены по мирному плану президента — в первый же обмен, когда много пришлось вернуть военнослужащих, мирных людей, находящихся в плену у террористов на территории Донецкой и Луганской областей» , — рассказал Пивовар.
Как выходили на подозреваемых
В процессе расследования следователи вышли на двух лидеров диверсионных групп — мужчину и женщину.
«У нас были лица, которых мы обоснованно разыскиваем, но непосредственно раскрытие нам удалось благодаря тому, что мы предварительно работали по одной из групп, входящей в состав этой террористической группы. Мы знали пересечения, мы по ней работали, потому что достоверно узнали о готовящимся проявлении вдоль улицы Морозова в непосредственной близости от заезда на территорию Малышева — туда заезжает специалисты и в том числе иностранных делегаций… Мы знали о приезде высокого лица и нам удалось точно установить о закладке. Мы проработали информацию о том, что не было наблюдения, мы понимали со специалистами, что вынуть нам не удастся, и мы её обезвредили. Поэтому делегации ничего не угрожало, но мы продолжали работать, чтобы вскрыть всю группу», — рассказывает начальник областного управления СБУ Александр Пивовар.
«И вот тогда, когда произошёл взрыв в «Стене», мы увидели одно пересечение. И у нас получилось два лидера, или два руководителя — одна женщина, один мужчина, которые вместе друг друга знали, но каждый руководил своей группой. И вот тогда нам фактически в течение недели удалось установить максимальный круг лиц, найти арсенал, увидеть подготовку к следующим, и реализовать», — добавил он.
Кто они
По данным следствия, в разведывательно-диверсионных группах работают харьковчане. Некоторые из них — руководители — находятся в Белгороде.
«Основное количество людей, входящих в состав разведывательно-диверсионных групп — это харьковчане, которые частично вышли с «Антимайдана». Частично — это те, кого затем в рамках так называемого, современным языком, «сетевого маркетинга» вербовали уже эти лица. Возглавляет всю эту работу по дестабилизации, по невозможности выбирать свой путь развития, спецслужбы сопредельного государства — Российской Федерации.
Нами установлено на сегодняшний день пока десять действующих на территории Харьковской области разведывательно-диверсионных групп. Есть пересечения отдельных участников тех или иных групп. Есть руководители, которые руководили одной или другой, но участники друг друга не знали. Но головка этой группы — несколько человек — и нам они достоверно известны, кто это, фамилии, имя, отчество, кем они были в Харькове, они находятся сейчас в Белгороде, живут, проживают, используют финансовые средства, иструктируются спецсслужбами Российской Федерации», — говорит Александр Пивовар.
Возраст участников диверсионных групп — от 20 до 63 лет (большинству – 30-45 лет).
«Это разные категории: предприниматель с «Барабашово», это таксист, это бывший сотрудник правоохранительных органов. Люди которые были не довольны, наверное, кто-то бытовыми условиями, кто-то был испуган тем, что происходило в стране, но дальнейший мотив — всё за деньги. Вся работа оплачивалась. Всё снималось — как отчёт. Группу, которую мы реализовали по «Стене», у членов группы были изъяты методические рекомендации, которые им давались им в лагере на территории Российской Федерации. Я пока не оглашаю, мы работаем. Но там понятно, какие цели ставились. И как это мотивировано поощрялось», — объясняет начальник облуправления СБУ.
Следователи проверяют, причастны ли к деятельности диверсионных групп лидеры пророссийских митингов в Харькове Константин Долгов или Антон Гурьянов, а также «другие лица, которые были активными идеологами захвата облгосадминистрации».
Оружие и финансирование
За время расследования оперативники изъяли у подозреваемых арсеналы оружия.
«Гранаты, гранатомёты, огнемёты, мины. В том числе и противопехотные мины, которые запрещены действующей Конвенцией. К сожалению, если бы они были использованы в «Стене», то последствия были бы более ужасающими, чем те, которые есть», — утверждает Пивовар.
Первые поставки оружия, по данным следствия, поступали через Донецкую и Луганскую области.
«В последних обысках по этой группе все средства — мины, автоматы — были завёрнуты в маечки военные, камуфляжные – российского производства. И мы понимаем, тот у кого мы изъяли, доставил уже в Харькове, не может ответить человек, как попала к нему уже домой. Есть цепочка. Но мы понимаем, что используется теперь уже и огромная территория границы — не только 315 километров харьковской границы с сопредельным государством, они могут заходить и на границе с Сумами, и заходить дальше по территории. Огромная территория государственной границы Украины и России, есть возможности те, которые использованы: контрабандисты… Один из лиц, который находится в Белгороде, его бизнес был — контрабанда. Поэтому тропочки эти все он использует», — утверждает начальник облуправления СБУ.
«Финансирование? Я не могу сказать, что это деньги Курченко, или Азарова, скорее всего, я думаю, что эти деньги украинские, которые были вывезены, но финансируют их на территории России», — считает Пивовар.
Не конец
На территории Харьковской области продолжают действовать диверсионные группы, убеждены в СБУ.
«Есть группы, которые законсервированы на территории Харьковского региона, есть группы, которые готовятся, потому что, со слов допрошенных, есть люди, которые проходили вместе с ними специальную диверсионную подготовку на территории Российской Федерации, в Крыму», — рассказывает Пивовар.
Не раскрыто десять преступлений.
«Если на сегодняшний день нами раскрыто 13 совершённых диверсионных и террористических проявлений, мы точно знаем, что это этими группами, входящих в так называемую организацию «Харьковские партизаны». И девять их же — предупреждено. То есть если бы не раскрыли ту или иную группу, совершались бы преступления. Но на сегодняшний день десять, в том числе со вчерашним (взрыв на улице Тринклера 20 ноября — ред.), не раскрыто. Поэтому сказать, что это эти группы, либо иные (не зависимые от «Харьковских партизан» — ред.), мы пока ответить не можем. С раскрытием этих преступлений мы сможем дать полный ответ», — объясняют в облпрокуратуре.
Советы
Начальник облуправления СБУ благодарит всех, кто сообщает в правоохранительные органы о подозрительных предметах. В ближайшее время в эфир на местном телевидении выйдут социальные ролики на тему того, как уберечься.
«Я искренне говорю. Мы на каждый звонок реагируем. Обмен информацией между МЧС, милицией и нами — мгновенный. Мы реагируем на информацию о подозрительных предметах. Это могут быть коробки, замотанные скотчем, большой пакет не возле мусорного бака. Хотя мы понимаем, днепропетровские события как раз использовались мусорные бетонные баки на остановках. Мы просим, и в социальных роликах мы закладывали эту идею, чтобы люди сегодня были неравнодушны к тому, куда ходят их дети, куда они сами идут, когда посещают общественные места», — говорит Пивовар.
Подозрительные предметы взрывотехники уничтожают.
«На прошлой неделе такая ситуация была в аптеке — был оставлен чемодан. Это потом разобрались, что забыли чемодан. На видеокамерах посмотрели, и такси отъезжающее. Но его устранили способом… чтобы не вызывать каких-то последствий для окружающих. Поэтому конечно же прежде всего надо обращать внимание на оставленные предметы. Какой бы он формы не был, во что бы он ни был закамумфлирован», — подчёркивает начальник облуправления СБУ.
О мерах безопасности предупреждены руководители всех структур и направлений, уверяют в Службе безопасности. В частности, транспортники и представители торговый сетей.
Силовики обещают, что во время уличных акций будут приняты дополнительные меры безопасности.