Убийства на Майдане. Отчёт ГПУ о расследовании
Больше тысячи уголовных производств, две тысячи опрошенных и 77 подозреваемых. К годовщине Евромайдана представители Генеральной прокуратуры Украины отчитались о расследовании убийств во время протестов в Киеве и показали оружие, из которого расстреливали активистов.
О ходе расследования на пресс-конференции 19 ноября рассказали заместитель Генпрокурора Украины Олег Залиско и Виталий Свирепов, заместитель начальника третьего следственного отдела управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления ГПУ.
«Янукович и его окружение решили способом насилия удержаться при власти. Для этого после 22 ноября 2013 года задействовали все звенья правоохранительной системы, судебную систему, законодательную ветвь власти, бандитские группировки, гражданских лиц — так называемых «титушек», — заявил зампрокурора.
Статистика
По его словам, в период с 30 ноября 2013 года по 20 февраля 2014 года только в городе Киеве погибли 77 человек. Больше 900 человек пострадали.
«По результатам расследования этих преступлений, установлено, что были убиты с применением огнестрельного оружия 67 человек. 77 человек — эти те, кто погиб как вследствие телесных повреждений, так и огнестрельных ранений. Ещё 181 человек получили огнестрельные ранения, а также больше 750 человек получили телесные повреждения, не связанные с применением огнестрельного оружия», — рассказал Залиско.
За год работы следователи допросили больше двух тысяч человек.
«Допрошено больше двух тысяч людей, проведены 400 осмотров мест событий, одежды, вещей, видеозаписей. Более, чем с 80 очевидцами убийств и 61 потерпевшим, проведены следственные эксперименты на месте преступления. Получены свыше 400 разрешений суда о временном доступе к распечаткам телефонных соединений, проверены трафики 1140 телефонов правоохранителей и высокопоставленных чиновников, потерпевших. Проведен целый ряд негласных следственных действий, больше ста обысков. Назначены больше тысячи экспертиз», — подсчитали в прокуратуре.
Подозреваемые
По событиям, которые касаются подавления акций протеста, открыто 1167 уголовных производств.
77 человек в рамках этих производств объявлены подозреваемыми.
Среди них — бывшие высокопоставленные чиновники: экс-президент Украины Виктор Янукович, бывший Генпрокурор Виктор Пшонка, экс-глава МВД Виталий Захарченко, экс-глава СБУ Александр Якименко.
В совершении преступлений по событиям Евромайдана также подозреваются экс-заместители Захарченко — Виктор Ратушняк и Сергей Лекарь, бывший командующий Внутренними войсками МВД Станислав Шуляк, тогдашние секретарь СНБО Андрей Клюев, глава КГГА Александр Попов, начальник ГУМВД в Киеве Валерий Коряк, глава одного из облсоветов, девять руководителей территориальных подразделений МВД, 11 гражданских лиц (в ГПУ говорят, что это так называемые «титушки») и 59 милиционеров из разных подразделений: «Беркут», внутренние войска, «Грифон», УБОП, ГАИ.
«По независимым от нашей воли причинам, реально привлечь к уголовной ответственности удалось не всех причастных к этим тяжким преступлениям. Нам всем известно, как бежали с территории Украины Янукович, Пшонка, Клименко, Арбузов. В первые дни после революции достоинства из Украины убежали практически все первые руководители правоохранительных органов, министерств, центральных органов власти и большинство их заместителей. Поэтому, как не обидно, в следственных изоляторах мы не видим того количества организаторов — именно организаторов преступлений против человечности во время событий на Майдане», — заявил Олег Залиско.
Ещё одна причина, которая не позволяет в полной мере установить виновных, — отсутствие документов в ведомствах. Следователи выяснили, что перед бегством чиновники приказали их уничтожить. Речь идёт о 90 % документации по событиям Евромайдана.
«Сотрудники правоохранительных органов, которые принимали участие в противодействии протестным акциям, организовали системное уничтожение огромного массива документации, то есть вещественных доказательств по делу. Это, в частности, сокрытие оружия, уничтожение материалов оперативно-розыскной деятельности, материлы, которые касались дислокации отдельных работников отдельных взводов, рот, бойцов спецподразделений, бойцов внутренних войск», — объясняет заместитель Генерального прокурора Украины.
Из 77 подозреваемых сообщения о подозрении реально вручены 49-ти людям.
«По состоянию на 19 ноября, нам удалось реально сообщить о подозрении 47 лицам. Это те люди, которым реально вручено сообщение о подозрении, избрана мера пресечения, и материалы либо пребывают в производстве, либо направлены в суд», — рассказал Залиско.
Среди подозреваемых в расстрелах активистов Майдана — экс-командир роты «Беркута» Дмитрий Садовник и двое бойцов этого спецподразделения.
Дмитрия Садовника арестовали в апреле, но в сентябре суд освободил экс-командира из-под стражи под домашний арест. После этого «беркутовец» перестал являться на заседания суда и пропал. Прокуратура открыла производство в отношении судьи, которая отпустила подозреваемого в массовых расстрелах.
«Вместе с обсуждением наиболее наболевшего вопроса, почему и каким образом Садовник сбежал, хочу рассказать, каких усилий нам стоило, чтобы вообще раскрыть это преступление. Многочисленные допросы правоохранителей, которые мы проводили, не дали результатов. Все правоохранители, которые участвовали в противодействии протестным акциям — как среди руководителей, так и среди исполнителей — во время следствия не давали никакой информации, которая могла бы установить объективную истину. Занимали позицию: «Ничего не слышал, не видел, не знаю» или «Не помню», — объясняет заместитель Генерального прокурора.
«Судье (Светлане Волковой, которая приняла решение об изменении меры пресечения в отношении Садовника — ред.) сообщили о подозрении в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 375 УК Украины — это вынесение заведомо неправосудного решения. В Высшую квалификационную комиссию судей направлено ходатайство об отстранении её с занимаемой должности. На данный момент следственные действия по этому производству завершаются. И я думаю, что в течение ближайшего месяца уголовное производство будет направлено в суд для рассмотрения по сути», — утверждает Олег Залиско.
В рамках расследования по событиям на Майдане раскрыто убийство корреспондента газеты «Вести» Вячеслава Веремия, утверждают в ГПУ.
«Следователями раскрыто убийство 19.02.14 года Веремия, по результатам которого сообщено о подозрении и объявлены в розыск организаторы и непосредственные исполнители из числа «титушек». В августе 2014 года направлено в суд, где сейчас слушается уголовное производство по подозрению одного из «титушек» Крысина об избиении журналиста Веремия и других лиц», — заявил Залиско.
В суд передают дело по подозрению заместителя министра внутренних дел Сергея Лекаря, который, по данным следствия, в период событий на Майдане вместе с коллегой Павлом Зиновым организовал незаконную поставку в Украину специальных средств.
«…организовал незаконную поставку специальных средств усиленного действия производства Российской Федерации — это «Факел», «Заря», «Пламя», из которых совершались акустические выстрелы и светозвукового действия; ручные гранаты раздражающего и светошумового действия «Дрофа», ручных аэрозольных гранат «Дрейф-2», ручных раздражающих гранат «РГР» и других спецсредств. При этом указанные лица во главе с Захарченко умудрились не только ввезти в Украину запрещённые средства усиленного действия, но и безосновательно потратить на их растаможивание более 1-го миллиона гривень. Это уголовное производство закончено, оглашено о подозрении и Захарченко — в совершении преступления не только о превышении служебных полномочий, но и растрате государственных средств», — добавил Залиско.
Оружие
По данным Генпрокуратуры, больше всего активистов Майдана погибло 20 февраля. Тогда от огнестрельных ранений скончались 49 человек.
«19 февраля — 17 погибших с огнестрельными ранениями, 18 — 8. У нас есть большое количество людей, которые получили огнестрельные ранения во время событий на Майдане. Есть убитые и раненые картечью, охотничьими пулями», — рассказал на пресс-конференции заместитель начальника третьего следственного отдела управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления ГПУ Виталий Свирепов.
В протестующих стреляли из разных видов оружия. Использовались автоматы Калашникова, снайперские винтовки, охотничье оружие, сделали вывод в ГПУ.
«На сегодняшний день стопроцентно можно сказать, что в отношении участников акций протеста применялось стрелковое оружие, а именно автоматы Калашникова, модернизированные сложенным прикладом, которые находились на вооружении спецподразделения милиции «Беркут». Именно из этого оружия на сегодняшний день установлено чётко, что были убиты 16 участников акций протеста. Кроме того, убийства совершались, по мнению следствия, из снайперского оружия, высокоточного снайперского оружия, — винтовка Sako TRG производства Финляндии калибра 308 Win. Это мощное оружие с достаточно большими возможностями прицельной дальности и полёта пули. Также использовалась снайперская винтовка Драгунова», — говорит Виталий Свирепов.
Двое активистов Майдана погибли от разрыва «спецпатронов для принудительной остановки транспорта».
«Кроме этих видов оружия, использовались и специальные средства, такие, как Форт-500 производства Украины. Это гладкоствольное спецсредство, приспособленное для стрельбы резиновыми пулями и картечью, а также из этого спецсредства возможен отстрел так называемого спецпатрона для принудительной остановки транспортных средств. Это патрон, который содержит в себе пулю из сплава латуни со стальным стержнем. И при попадании этого снаряда в двигатель автомобиля или элемент ходовой части происходит разрушение. Именно такими патронами были убиты 22 января Сеник (Роман Сеник — ред.) и Жизневский (активист Майдана, белорус Михаил Жизневский — ред.)», — рассказал Свирепов.
В рамках расследования назначено более ста баллистических экспертиз. Снайперы, которые участвовали в допросах, заявили, что не причастны к расстрелам.
«В ходе досудебного расследования были обследованы крыши всех домов, которые расположены в правительственном квартале и вокруг Майдана […] Установлено, на каких крышах были подразделения. Снайперы допрошены. Каждый из них сообщает о том, что они вели только наблюдения, но огня по митингующим не вели, поскольку не видели в их руках какого-либо оружия. Это показания людей, которые были со снайперским оружием. В гостинице «Украина» не было нами найдено никаких следов от работы снайперов или снайперской группы», — заявил Свирепов.
Сейчас следователи проверяют информацию, может ли оружие, которое использовали в расстрелах активистов на Майдане, находиться в Крыму.
Люди вышли на Майдан с протестом 21 ноября 2013 года после того, как правительство Николая Азарова отказалось от подписания соглашения об ассоциации с ЕС.