Портрет харьковского избирателя в цифрах и графиках
На первый взгляд, результаты выборов в Харьковской области вызывают уныние. На всех округах уверенную победу одержал «Оппозиционный блок», 13 из 14 мажоритарщиков — тоже сплошные экс-регионалы. Однако, если хотя бы поверхностно взглянуть не только на список победителей по округам, но и на весь расклад по партиям и округам на сайте Центризбиркома, картинка меняется. Конечно, поверхностный взгляд — дело субъективное, прежде чем делать какие-то выводы, нужны цифры.
Я не поленился и потратил несколько часов на то, чтобы перенести итоги трёх последних парламентских выборов с сайта ЦИК в электронную таблицу и проанализировать, как менялись политические предпочтения харьковчан за последние семь лет. Главный вывод оказался даже более оптимистичным, чем я ожидал. Хорошая картинка лучше тысячи слов, так что вот самый главный сводный график, который у меня получился:
Я разделил все партии и блоки, набравшие сколько-нибудь значительное число голосов, на два условных лагеря — «советско-донецкие» и «демократы-патриоты», присвоив им, по традиции 2004-го года, голубой и оранжевый цвета соответственно.
Суммарный результат «оранжевых» в 2014 году резко прыгнул вверх и впервые превысил суммарный результат «голубых». Если бы оба лагеря на каждом мажоритарном округе выставили бы друг против друга по одному кандидату, в парламент от Харьковской области прошло бы восемь «оранжевых» и шесть «голубых» депутатов (подробные цифры по каждому округу можно глянуть в таблице, ссылка на которую есть в конце статьи).
Конечно, проценты — совсем не то, что абсолютное число проголосовавших. Явка на этих выборах резко, почти на 10% упала по сравнению с предыдущими. Однако и в абсолютных цифрах поддержка «демократов-патриотов» заметно выросла. За падение явки практически полностью отвечает электорат «советско-донецких». Более того, абсолютное число голосов за «оранжевых» выросло на всех без исключения округах города и области. Где-то совсем на чуть-чуть, где-то — весьма заметно. Вот сводная таблица в абсолютных цифрах:
Таким образом, сейчас в Харькове и области «оранжевых» и «голубых» стало практически поровну. Это равновесие очень неустойчивое, так как оно в меньшей степени обусловленно ростом поддержки «демократов-патриотов», и в большей — разочарованием и апатией «советско-донецких».
Оптимист сказал бы, что «оранжевым» самое время брать быка за рога — объединяться, вести активную пропаганду, строить партийные структуры — на следующих выборах более чем реально одержать оглушительную победу. Пессимист, конечно, сказал бы, что на этих выборах область откровенно слили и итоговый результат намного хуже потенциально возможного. Против «оранжевых» в очередной раз сыграла их традиционная раздробленность и неорганизованность. С другой стороны, на то они и демократы, чтобы принципиально не ходить строем.
Теперь немного о методике подсчёта. Изначально я хотел сравнить данные по всем округам, но между 2007-м и 2012-м годом состав и территория избирательных округов поменялись. Четыре городских округа были разбиты на семь, в результате вместо одиннадцати их стало четырнадцать. Поэтому я разбил округа на две большие группы — город и область. Вот результаты отдельно по городу и области в абсолютных цифрах:
А вот в процентах:
По графикам кажется, что в городе поддержка «оранжевых» начала расти ещё в 2012 году, а в области — была стабильной, но резко выросла в 2014. Однако скорее всего это связано с тем, что в 2012 не было ни одной хотя бы частично «оранжевой» партии с отчётливым аграрным уклоном и сколько-нибудь существенным рейтингом.
Наиболее спорная часть всего этого анализа — разделение партий на лагеря. Особенно проблематично это было в 2007-м. «Блок Литвина» и социалисты в своё время сотрудничали с «оранжевыми», но при этом либо всячески подчёркивали свою нейтральность, как «Блок Литвина», либо откровенно переметнулись к «голубым», как социалисты в 2007-м. Поэтому я, достаточно условно, отнёс «Блок Литвина» к «оранжевым», а социалистов — к «голубым». Исключать их из обоих лагерей я не стал, так как вместе они «отъедали» почти 10% голосов, а я хотел, чтобы число учтённых голосов было не меньше 90% на всех округах и во все годы.
В 2012 году было проще, разве что Королевская окончательно разругалась с БЮТ совсем незадолго до выборов и многие избиратели могли по инерции относить её к «оранжевым». В любом случае, её рейтинг составил около полутора процентов, так что большого влияния на результат не оказал.
В 2014 на отдельных округах области довольно много набрал «Заступ», а на родном для Виктора Остапчука 177 округе — его партия «Відродження». Так как в большинстве округов их результат был пренебрежимо мал, я не стал их включать в общий зачёт. Кроме того, я не включил и абсолютно нишевые проекты, наподобие «Партии Зелёных» или партии «Солідарність жінок України».
Таблицу, в которой я вёл расчёты, можно скачать по этой ссылке. Она довольно сумбурна, так как это прежде всего черновик, главная цель создания которого — построить диаграммы, опубликованные выше. Но, возможно, кто-то захочет перепроверить мои выводы или использовать эти данные как-нибудь ещё.
Когда я уже закончил считать, на «Украинской Правде» опубликовали похожую работу, но в масштабах всей Украины и в виде карты. Итоговые цифры совпадают с моими в пределах одного процента. А вот ещё один похожий, но менее подробный подсчёт снижения «уровня ватности» южных и восточных регионов Украины.
***
Пока Илья собирал портрет харьковского избирателя, корреспонденты «МедиаПорта» проанализировали результаты экс-регионалов по каждому из округов. В сравнении с выборами 2012-го года, бывшие члены Партии регионов всё же потеряли в голосах, а кое-где — значительно. Ещё один график и полная раскладка по округам — в обзоре «МедиаПорта» по ссылке.