Кернес — о Путине, Крыме и ситуации на востоке Украины
Харьковский городской голова Геннадий Кернес дал очередное интервью в больнице Хайфы. На этот раз — журналисту и телеведущей Ксении Собчак. В интервью, которое транслировал телеканал «Дождь», он рассказал, почему не считает Россию агрессором, за что уважает Путина и в чём обвиняет Авакова. На следующей неделе мэр планирует вернуться в Харьков.
«МедиаПорт» приводит основные тезисы Геннадия Кернеса из интервью Ксении Собчак.
О состоянии здоровья
«У меня не работают ноги, поэтому я говорю, что чувствую себя удовлетворительно. Так я здоров, сила есть, готовлюсь к тому, чтобы в процессе реабилитации восстановить все функции движения».
«Я не желаю ни врагу, но и другу, конечно, не желаю, никому не желаю побывать на моём месте, почувствовать все прелести галлюцинаций, все прелести уровня боли и те минуты, которые переживают дети и близкие люди во время операций, когда тебя берут и не знают, вернут ли тебя из операционной, как мы говорим, живого, или скажут: извините, мы делали всё возможное».
О новой власти
«Я общался и с премьер-министром Украины Арсением Петровичем Яценюком, он общался с моими детьми, выражал желание помощи и на самом деле помогал. Вице-премьер-министр Украины Владимир Гройсман также общается постоянно со мной, с моей женой Оксаной, какая нужна помощь.
Также я общался с новым президентом Украины Петром Алексеевичем Порошенко, поздравил его с победой. Я позвонил, поздравил с его убедительной победой. И считаю, что я могу принести пользу в той конфигурации власти, которая сейчас уже проявляется в Украине».
«Я могу вам сказать одно: у меня есть мечты, у меня есть желания реализовать эти мечты, и если я могу быть востребован в этом процессе, в процессе формирования сегодня новой власти, я буду в этом участвовать. И если мне не суждено, я буду заниматься на пенсии тем, чем мне положено».
Об Авакове и версиях покушения
«В отношении моего участия в событиях «Русская весна», я вообще такого проекта не знаю, и никогда не знал. Дело в том, что я никогда не был сторонником раздела Украины, я с первых дней тех событий, даже когда ещё не было такого явного противостояния на востоке Украины, выступал за единство страны…
Я могу сказать за себя — никогда я не говорил о разделе страны. Я никогда не встречался ни с кем, кто имеет отношение, как вы говорите к «Русской весне» или финансирует её, потому что у меня достаточно много работы, и у меня есть своё видение этого процесса и я выступал публично. За это я имел в том числе такие, знаете, не согласные движения в отношении меня со стороны определённой группы харьковчан, но я старался с ними встречаться, открыто и объяснить им, что то, что они хотят, это не имеет под собой основы».
«Харьков — приграничный город. И то, что должно было произойти, в Харькове не произошло. Я делал максимум — всё, чтобы этого не произошло».
«Да, у меня есть неприязненные отношения с неким политиком, который сегодня занимает должность пока ещё министра внутренних дел — Арсен Аваков. Которого я знаю давно, я знаю всю его подноготную, кто это, как он стал Арсеном Аваковым, что на его руках, что у него в кармане и что у него в голове. Я это всё знаю.
Я не отрицаю, что он он имеет отношение к ряду преступлений, серьёзных преступлений. Он, заняв должность министра внутренних дел, делает из себя такого, как его уже прозвали, «фейсбучного министра», такого пушистого и белого, но это не так. Его улыбка — это не улыбка человека, у которого доброе сердце и, назовём так, горячие мысли. Там другие мысли, и другое сердце.
Я не хочу говорить. Почему? Потому что… Я считаю, что когда идёт покушение на мэра второго по величине города в Украине, и для меня ясна должна быть, понятна роль здесь правоохранительных органов, то вот на сегодняшний день я могу вам сказать, я не знаю, какая сегодня роль правоохранительных органов.
Столько, сколько занимаются сфабрикованным делом, там, где меня, привлекают людей и отвлекают людей, и сколько сегодня занимаются делом о жизни моей, как мы говорим, жизнь — самое ценное».
«Я не исключаю любых событий, которые могут пересечься в последующем с разными фамилиями».
«Арсен Аваков — это человек, с которым у меня неприязненные отношения, который занимает сейчас большую должность в правоохранительных органах, но это не говорит о том, что это он (организовал покушение — ред.). Но я не исключаю любых событий, что если там есть и торчат его «уши». Я не исключаю».
«Я связываю эти события только с одним: с учётом того, что творится в стране, что идёт гражданское противостояние, что людей отстреливают, за это мало кто наказывается, я могу привести ряд примеров; и в том числе, как работает сейчас система правоохранительных органов и кто ей руководит. И поэтому в этой части, это нормально, когда подбирают время такое и как раз делают то, что хотели сделать».
О России, Путине и Крыме
«То, что касается России, у меня в России очень много друзей, эти друзья, в том числе находятся и в Государственной думе, и в Совете Федерации, и просто бизнесмены, и просто простые ребята. Так была создана жизнь, что мы жили в одной стране. И я отношусь достаточно очень хорошо к России и к людям, которые там живут. Я не могу сегодня говорить, что Россия — это агрессор, я не буду этого никогда говорить».
«Я хорошо очень знаю спикера Верховной Рады Крыма Владимира Константинова, который остался и сейчас. Премьер-министра я не знаю, Аксёнова, но я могу сказать о том, что Верховная Рада Крыма поступила так, как она поступила. И те процессы юридические, которые были начаты в Украине с точки зрения признания незаконности их актов, которые были приняты, имеют сегодня место быть.
Я понимаю ваш настрой, но вы должны понять, что такое отношение людей, между, к примеру, Россией и Украиной. Зачем сегодня ссорить то, что не надо ссорить? Зачем сегодня разбивать то, что не надо разбивать?
Моя позиция такая, что люди, проживающие на территории полуострова Крым своим волеизъявлением, а вот процедуре волеизъявления я не буду давать оценку, законна она или не законна на сегодняшний день, она уже как бы реализована, высказали своё отношение, к тому что, они хотят быть частью неотъемлемой Российской Федерации».
— Порошенко в своей речи сформулировал, что Крым мы вернём, Крым — это украинская территория.
«Я поддерживаю слова президента Украины в этой части, что те, кто может это делать, обязаны это делать, для того, чтобы Крым был неотъемлемой частью Украины»
— То есть Россия всё-таки агрессор?
«Ну как вы считаете, это ваше право. Я так не считаю. Я понимаю так, что президент Украины Пётр Алексеевич Порошенко будет возвращать Крым законными способами, в том числе юридическими, судебными и так далее… Я думаю, что нет ничего другого, как надо делать.
Я думаю, что есть люди, ради которых это всё делается. Мы же говорим, что мы представители народа. Я думаю, что в процессе переговоров, которые я ожидаю, между Украиной и Россией наладятся наши отношения. Я думаю, что этот вопрос будет обсуждаться, и тогда мы будем понимать, вернётся Крым Украине или не вернётся».
О ситуации на востоке Украины
«Мы сегодня видим, что происходит на Донбассе, в Луганске, я оцениваю это негативно. Я считаю, что это вообще, что это из ряда вон выходящий процесс».
— А русский след вы в этом видите?
«Я хотел бы сразу сказать, русский след — это только один. След тот, который местное население разговаривает на русском языке. Вот это русский след, понимаете?»
— Вы всерьёз сейчас?
«Я же живу на востоке, я знаю эту часть территории лучше, чем, к примеру, Львов или Ивано-Франковск».
— Про тот же Донецк: Малофеев, Стрелков, Александр Бородай — это же всё очевидно «уши» России… Это очевидно российский след, это невозможно отрицать!
«Я в это время лежал в коме».
— Но сейчас-то вы уже знаете?
«Я сейчас думаю о другом: я сейчас думаю о Харькове».
Об Игоре Коломойском
— Наш президент Владимир Владимирович Путин по поводу Коломойского высказался, я цитирую, — «редкостный проходимец». Вы согласны с Владимиром Владимировичем в этой части?
«Я могу сказать, что Игорь Валерьевич Коломойский — достаточно умный, такой, самодостаточный человек. Какой он там может сделать проход влево, вправо или назад, или вперёд, покажет жизнь. Правильно или нет? У каждого своё восприятие. У президента Владимира Владимировича Путина такое восприятие этого человека, может, он прав в этом, имеет право на жизнь. У меня другое, к примеру, ну да? Восприятие. Поэтому у каждого свои возможности понимать, кто перед тобой и как с ним общаться.
Я никогда не был зависимым от Коломойского, у меня своя жизнь, я его достаточно знаю хорошо, но это не говорит о том, что у меня есть с ним какие-то общие, назовём так, проекты…»
«Я к вашему президенту Владимиру Владимировичу отношусь с уважением… Я вам отвечаю: потому что я считаю, что у него есть позиция. И он свою позицию держит и понимает, что он делает».
О «Семье» и партнёрах
«Я не верю в то, что сын президента Украины (Александр Янукович) в прошлом уже, участвовал в таких событиях, где гибнут мирные люди»
«У них (Януковичей) — тысяча проблем, как у любого другого человека, связанного с ними человека, с учётом тех расследований, которые ведёт сегодня международная общественность, международные, я условно говорю, финансовые институты».
— Где сейчас Курченко?
«В России, в Москве. Я не знаю, в бегах он, не в бегах. Иногда я с ним созваниваюсь. У меня есть к нему вопросы. Первое: это финансирование ФК «Металлист», потому что он является его собственником. И второй вопрос: он брал на себя обязательство выкупить стадион «Металлист», потом платежи прекратились, с учётом событий, которые мы знаем все… Он ответил, что он скоро-скоро в этом вопросе разберётся — он продолжает финансировать футбольный клуб «Металлист», содержание, что касается стадиона, у него есть трудности. Мне эти трудности понятны, потому что я из средств массовой информации получаю, что арестованы его счета, его активы и так далее».
«Я могу сказать, что, видимо, команды Януковича не существует. Существовала»
— Почему распалась?
«Самое главное здесь, как фактор, это сам Янукович. Я считаю, что его ход с тем, что он покинул Украину — это крах всей этой команды»
— Кто его команда?
«Янукович, Арбузов, Клименко, министры, генеральный прокурор, министр внутренних дел, начальник службы безопасности. Те ключевые люди, которые отвечали в государстве за безопасность, за порядок.
Курченко — часть, назовём так, внизу какого-то, извините, дома, который кто-то строил и выделил роль Курченко как наряд-подряд, что-то заработать. Главным финансовым инструментом Януковича — нельзя говорить про одного, физического лица, я не могу сказать, я не участник этого процесса».
«Я считаю, что если бы Янукович остался на территории Украины и продолжил те процессы, которые были им начаты, были большие надежды людей возложены, он имел договоренности, гарантии, которые были подписаны тремя министрами иностранных дел европейских государств, то есть он бы продолжил бы, может быть, сейчас ситуация была не такая. Но он выбрал такое решение, которое он выбрал. И мы не знаем, почему он его выбрал».
«Я сказал, что я поздравил Порошенко, поздравил с его победой и пожелал ему, чтобы он реализовал все те мечты, которые есть у людей и у него. И я готов в этом помочь. Как городской голова полуторамиллионного города. Кстати, и Порошенко в Харькове тоже победил».
«Вы говорите, был там, а пришёл сюда (сначала поддерживал Януковича, теперь имеет нормальные отношения с Порошенко — ред.). Вы же понимаете, это же жизнь, это дорога жизни. Мы должны здесь искать не только плохое, но и хорошее. Мы должны признавать свои ошибки».
— Поддержка Януковича была ошибкой?
«Нет! Я не говорю, что поддержка Януковича была ошибка. Но те ошибки, которые были допущены с учётом того управления, которое было у Януковича, нужно сделать из этого выводы, в том числе и мне как руководителю».
«Основная ошибка Януковича в том что он, чуть-чуть, я думаю, не слышал то, что происходит внизу. Его, я думаю, неправильно информировали, я уверен в этом».
Ожидания от новой власти
«Наше правительство, президент должны объединить всех здравых, достаточно востребованных людей, которые могут за собой повести других, и которые могут взять на себя ответственность… Конкретно: объединить страну, прекратить все антитеррористические операции, восстановить страну, восстановить экономику, восстановить финансовый поток и вернуть доверие инвесторов, чтобы назад вернулась та жизнь, которая была ещё несколько месяцев назад».
28 апреля на Геннадия Кернеса было совершено покушение. Неизвестный выстрелил в него во время пробежки — это произошло на Белгородском шоссе. Охрана отвезла мэра в больницу скорой и неотложной помощи. После операции Кернеса доставили в Израиль, в один из госпиталей Хайфы. 30 апреля медики сделали мэру операцию на позвоночнике. Постепенно городской голова стал чувствовать себя лучше, и 2 мая его отключили от аппарата искусственной вентиляции лёгких.
По факту покушения на Кернеса открыто уголовное дело. На месте происшествия милиция нашла оружие, из которого, предположительно, стреляли в мэра, гильзу и взрывное устройство. В прокуратуре рассматривают четыре основных версии покушения: профессиональная, коммерческая деятельность, личная неприязнь, а также противодействие со стороны мэра сепаратистским настроениям.
На следующей неделе мэр Харькова планирует вернуться домой. В гостинице «Националь» для него оборудовали лифт — так, чтобы в него могла заехать инвалидная коляска.