Славянские захватчики освободили наблюдателей ОБСЕ
Военные наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, больше недели назад захваченные самопровозглашёнными властями Славянска, освобождены. Способствовал освобождению представитель президента России Владимир Лукин. Своё пребывание в Украине он назвал «частным» и связывался с лидером «ополченцев» «Стрелком» по телефону.
Семеро военных наблюдателей ОБСЕ и сопровождавшие их украинские офицеры, захваченные в Донецкой области противниками украинской власти, сегодня утром освобождены, сообщил представитель российского президента Владимир Лукин.
«Освободили всех 12 человек, которые у меня в списке», — передаёт слова Лукина «Би-би-си».
Эту информацию подтверждает и и.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица.
«Все 12 выехали из Славянска», — написал глава МИД в личном Twitter.
К освобождению заложников, которые, впрочем, по настоянию самопровозглашённого мэра Славянска Вячеслава Пономарёва, называли себя «гостями мэра», на этой неделе призывала российского президента канцлер Германии Ангела Меркель.
По указанию Путина в пятницу в Украину прибыл уполномоченный по правам человека Российской Федерации Владимир Лукин.
Он прилетел чартерным рейсом и назвал свою миссию «частной».
«Переговорил с Лукиным, предложил обсудить с ним возможные варианты содействия его миссии, которую он сам назвал «миссией частного лица», — написал глава МИД Украины Андрей Дещица в своём Twitter.
Позже российская сторона «обеспокоенно» заявила, что якобы на территории Украины после начала антитеррористической операции в Славянске с Лукиным пропала связь.
МИД России поспешил сделать заявление: представителю России умышленно создаются преграды на пути. По традиции, в МИД РФ вспомнили о «Правом секторе».
«…перекрывшие все въезды в Славянск подразделения украинской армии и боевики «Правого сектора» не дают согласия на проезд В.П.Лукина в город. Обращения к киевским властям, в том числе по линии ОБСЕ, с целью преодолеть сложившийся тупик, не дают результата. Создается впечатление, что в Киеве рассматривают миссию В.П. Лукина как помеху своим планам в ближайшие часы начать штурм Славянска», — говорится в заявлении на сайте МИД России.
МИД Украины это заявление опроверг.
«Называя террористов и сепаратистов «властью Славянска», а В.Лукина представителем Президента России в то время, когда он сам считает свою миссию частной, МИД России, очевидно, уже окончательно запутался в собственной лжи», — отметили украинские дипломаты.
А пока в Кремле «нервничали», представитель Путина находился в гостях у бизнесмена Рината Ахметова — сначала в его донецкой резиденции, затем на матче «Шахтер» — «Ильичёвец» на стадионе «Донбасс-Арена», сообщило ZN.UA со ссылкой на свои источники.
О том, что Лукин находился в хорошей компании, он сам рассказал по телефону лидеру так называемых «ополченцев» в Славянске «Стрелку».
Переговоры, свидетельствующие о влиянии российской стороны на захватчиков в Славянске, опубликовала Служба безопасности Украины. Представитель Путина спрашивает, когда «Стрелку» удобнее встретить делегацию.
Из утреннего разговора по телефону:
Лукин: Я вот сейчас в Донецке сижу, в хорошей компании, и хотел бы, если позволите, задать два вопроса. Первый: насколько тёплая у вас атмосфера? И можно ли с вами встретиться? Вы ведь о той задаче, которая передо мной поставлена примерно знаете?
«Стрелок»: Да, я знаю, меня предупреждали.
Лукин: У вас нет возражений против этого? Идея такая, осуществить эту штуку, и сегодня здесь в Донецке будут представители, генеральный секретарь Совета Европы, и мы вместе эту акцию проводим.
«Стрелок»: У меня нет никаких возражений по одной простой причине, со мной всё уже обговорили.
Лукин: Очень хорошо. Тогда задача состоит в том, как мы можем туда приехать с тем, чтобы осуществить это. Разрешите мне перезвонить чуть позже.
«Стрелок»: Ну, звоните, звоните. Только мне было указание оказать содействие вам, а не европейским партнёрам.
Лукин: Я понимаю, но проблема в том, что… в общем, будем работать над этим делом, чтобы реализовать его.
«Стрелок»: Работайте, мне надо руководить обороной.
Из вечернего разговора:
Лукин: Проблема состоит в следующем: когда вам удобнее, чтобы мы приехали? ОБСЕ даёт машины, я буду в первой магине, и мы всё это будем делать, если нас пропустят. Вроде бы есть указание, что нас должны пропустить, оно будет проверяться по ходу дела, на самом высоком уровне. Как вам удобнее? Если мы приедем сейчас, часа через два или рано утром в 5-7 приедем?
«Стрелок»: Мне завтра рано утром удобнее по одной простой причине. Как только вы уедете, штурм тут же возобновится.
Лукин: А-а, понятно. То есть вы считаете, что лучше утром? Хорошо, договорились, будет сделано.
«Несмотря на заявления российской стороны о том, что ответственность за захват заложников лежит на Украине, запись телефонного разговора между специальным представителем президента РФ Владимиром Лукиным и предводителем вооруженных террористов «Стрелком» Игорем Гиркиным (Стрелковым) свидетельствует о том, что официальная российская сторона координирует действия боевиков и имеет непосредственное влияние на их решения. А «активное участие» российской делегации в освобождении иностранных заложников — не более, чем инсценировка», — говорится в заявлении СБУ.
Владимир Лукин подтвердил в интервью РИА Новости, что такой разговор действительно был, однако отметил: его содержание не имеет ничего общего с утверждениями СБУ.
«У меня был разговор с человеком, которого мне представили как Игорь Иванович (Стрелков), который участвовал в освобождении заложников (наблюдателей ОБСЕ)», — сказал Лукин в ответ на вопрос агентства.
Вооружённые противники украинской власти в Славянске захватили членов верификационной военной миссии ОБСЕ 25 апреля.
27 апреля самопровозглашённый мэр Славянска разрешил наблюдателям выйти на пресс-конференцию. Иностранцы согласиись, чтобы их смогли увидеть семьи. Один из инспекторов тогда заявил, что они не являются заложниками, а всего навсего «гостями мэра Пономарёва».
Вечером 27 апреля захватчики отпустили одного из членов миссии ОБСЕ — гражданина Швеции Томаса Йоханссона, который страдает диабетом.
Остальные члены до сегодняшнего дня оставались пленниками. Иностранцев содержали в подвальном помещении.