Немецкий политолог: закон об амнистии — правовой абсурд
«Нет ни одной правовой связи между захватом зданий и задержанием людей, которые находятся под арестом», — считает немецкий политолог Андреас Умланд. Комментируя закон об амнистии участников акций протета, принятый большинством Верховной Рады 29 января, Умланд назвал документ «абсурдным», а заседание парламента, на котором он был проголосован, — «фарсом».
О документе Андреаса Умланда расспрашивала Deutsche Welle.
Господин Умланд, вы когда-нибудь в жизни видели такого рода закон — об освобождении людей из тюрем в случае выполнения определенных условий?
Это, безусловно, очень необычный закон: если амнистия относится к зависимости от освобождения административных зданий.
Власть использует арестованных в качестве заложников?
Складывается именно такое впечатление. Речь идёт, собственно, не об арестованных, а о том, чтобы подавить восстание по всей стране. Речь идёт даже не столько о Киеве, сколько о Западной Украине, где центральная власть полностью потеряла контроль над ситуацией. Теперь арестованных пытаются использовать для того, чтобы восстановить власть в западных областях.
Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон, а также делегация депутатов Европарламента, находясь в среду в Киеве, призвали власти немедленно освободить арестованных во время демонстраций. Принятый Верховной Радой закон является тем, чего хотели гости из Брюсселя?
Безусловно, нет. Ведь освобождение привязано к выполнению условий. Причём непонятно, как выполнять следующие условия. Даже если оппозиционные лидеры согласились бы на эти требования, люди, которые спонтанно захватили областные госадминистрации в регионах, вряд ли согласятся на эти требования. Этот закон просто абсурден. Этот закон, хоть и называется «законом об амнистии», но речь идёт о чём-то совсем другом — о подавлении общенационального восстания. Заключённых используют для достижения этой цели, хотя они как раз и не имеют ничего общего с захватом зданий. Нет ни одной правовой связи между захватом зданий и задержанием людей, которые находятся под арестом.
«Закон об амнистии» от депутата Партии регионов Мирошниченко вообще не обсуждался депутатами — ни в комитетах, ни во время парламентского заседания. Его обсудили с Виктором Януковичем только соратники президента. Можно ли вообще говорить, что в Украине существует дееспособный парламент?
Это напоминает фарс. Но, по моему мнению, это свидетельствует о слабости власти. Вся процедура принятия закона Мирошниченко указывает на то, что Янукович постепенно теряет контроль. Ему пришлось дважды приходить в парламент, чтобы повлиять на депутатов. Это что-то новое. Ранее депутаты ходили к Януковичу, а не наоборот. Это указывает на то, что он теряет контроль над провластной фракцией.
Какого развития событий вы ожидаете после этого голосования в Верховной Раде?
Думаю, все будет продолжаться в том же ключе. Всё, чего до сих пор добились демонстранты, — отставка Азарова, которого заменили Арбузовым — другом сына президента. Собственно, ничего не изменилось. Поэтому я думаю, что противостояние будет продолжаться. Но, по моему мнению, время работает против Януковича. По моим наблюдениям, президент ежедневно теряет авторитет, легитимность и контроль над ситуацией.