Web Analytics
Чем воюет милиция | MediaPort

Во время столкновений в Киеве 19 января «милиционеры действовали не так жёстко, как позволяет им в этой ситуации закон», — сообщил день спустя посредством официального сайта  МВД начальник Управления массовых и спортивных мероприятий Департамента общественной безопасности Олег Матвейцов. И добавил, что в случае группового нападения на работников милиции статья 12 Закона «О милиции» разрешает применять огнестрельное оружие. 

Огнестрельное оружие — третий по серьёзности «комплекс мер», имеющийся в распоряжении милиции. После мер физического воздействия и так называемых специальных средств. 19 января люди в форме «отвечали»  демонстрантам именно последними.

«МедиаПорт» сверился с законодательством и побеседовал с сотрудниками Красного Креста, которые помогали раненым, чтобы выяснить, какие из спецсредств имеются на вооружении милиции и какие, а также как именно применялись ею в правительственном квартале.

Олег Матвейцов так описал специальные средства активной обороны, которые использовала милиция: «слезоточивый газ, специальные средства для отстрела резиновыми пулями несмертельного действия и свето-шумовые гранаты». 

 

Олег Матвейцов
Олег Матвейцов

Полный перечень разрешённых милиции спецсредств есть в Правилах применения специальных средств при охране общественного порядка.

Пропустим шлемы, щиты, наручники, дубинки и элетрошокеры и перейдём к средствам «дальнего» боя.

«Ручные газовые гранаты, а также патроны с газовыми гранатами «Черёмуха — 1», «Черёмуха — 4», «Черёмуха — 5», «Черёмуха — 6», «Черёмуха — 7», «Черёмуха — 10», «Черёмуха — 12», «Сирень — 1», «Сирень — 2», «Сирень — 3».

Боевое отравляющее вещество «Черёмухи» — хлорацетофенон (CN). Сильный лакриматор, проще говоря, слезоточивое вещество, раздражающее слизистые оболочки глаз и вызывающее неудержимое слёзотечение. Поражает в основном глаза, имеет очень сильное общетоксическое  действие. На холоде «висит в воздухе» и может быть устойчив до нескольких часов. 

По номерам «Черёмухи» делятся в зависимости от количества (правильно говорить — веса) хлорацетофенона в них, а также способа «упаковки» (граната, патрон, аэрозольный баллон) и калибра.

Боевое отравляющее вещество в «Сирени» — хлорбензальмалонодинитрил (CS). Тоже слезоточивое вещество. Вызывает жгучие ощущения на слизистых оболочках, слёзотечение, чихание. Кроме того, в результате его применения может появиться боль в глазах и груди, пойти кровь из носа. Симптомы могут наблюдаться до трёх часов подряд.

Судя по косвенным признакам и свидетельствам медиков, эти спецсредства во время столкновений не применялись.

Следующий пункт.

«Баллончики, патроны, гранаты и другие спецсредства с препаратами слезоточивого и раздражающего действия на основе природных капсаициноидов, морфолида пеларгоновой кислоты (МПК), ортохлорбензальмалононитрила (CS) и вещества алгоген».

Боевое вещество МПК — морфолид пеларгоновой кислоты. Оказывает сильное раздражающее действие на глаза и органы дыхания. При этом раздражение верхних дыхательных путей более выражено, чем слезоточивое действие. Вызывает жжение в носу и носоглотке, затруднённое дыхание, кашель и часто тошноту. В высоких концентрациях вызывает болевые ощущения на коже. Симптомы проходят через 10-15 минут пребывания на свежем воздухе.

Природные капсациноиды, если опять же просто, — это подварианты алкалоида, который содержится в различных видах стручкового перца. В теории, действуют больше на кожу, чем на глаза. Хотя на практике это теоретическое «больше-меньше» не слишком работает. Печёт и то, и другое.

В Красном Кресте говорят, что отравления газом, с которыми им пришлось работать 19 января, были от перечного газа и МПК, который «пакуют» в баллончики и гранаты типа «Терен».

Эту информацию подтверждает и «урожай», собранный протестующими во время перерыва в стычках.

   

Фото: страница в Facebook Vasil Ponomariov
Фото: страница в Facebook Vasil Ponomariov

«Терен-6» — по принципу действия — граната. У неё есть «чека» и время задержки: примерно три с половиной секунды.

Есть специальная модификация для отстрела из ружья. Называется «ТЕРЕН-6Д», отстреливается с помощью специальной насадки и вышибного патрона из ружья «Форт-500».

«Форт — 500М».. Фото: fort.vn.ua
«Форт — 500М».. Фото: fort.vn.ua

«Форт-500», в свою очередь, имеет четыре модификации, но все они, согласно информации на официальном сайте производителя, могут использоваться для отстрела газовых гранат. 

«Форт — 500А». Фото: fort.vn.ua
«Форт — 500А». Фото: fort.vn.ua

Похоже, что милиция использовала вариант «Форт-500Т».

«Форт — 500Т». Фото: fort.vn.ua
«Форт — 500Т». Фото: fort.vn.ua

По информации производителя изделия «Терен-6», распыление газа сопровождается свето-звуковым эффектом.

Правила применения от производителя:
«После срабатывания «Терен-6» создаёт облако с непереносимой концентрацией препарата в пределах 150-180 м. Минимальная допустимая дистанция применения — не менее 2 метров до человека». 

Правила применения, утверждённые Кабмином:
«При применении слезоточивых веществ запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, разбрасывание и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ».

Как рассказал «МедиаПорту» командир отряда быстрого реагирования Красного Креста Тарас Логгинов, во время столкновений 19 января, по подсчётам этой организации, пострадало не меньше 200 человек.

На улице Грушевского, где проходили столкновения, работало более 20 волонтёров мобильной группы украинского Красного Креста и около 30 волонтёров медицинской службы Майдана.

Рядом на Европейской площади дежурили шесть машин скорой помощи, но бывали моменты, когда все они разъезжались с ранеными в больницы.

Медики, говорит Тарас, тоже пострадали от газа. В маске или противогазе работать очень неудобно, многие их снимали.

Кроме отравлений газом, много людей, рассказывают в Красном Кресте, получили закрытые черепно-мозговые травмы и «контузии конечностей». Причина довольно большой части этих ранений — осколки свето-шумовых гранат. Также у многих были «порваны» барабанные перепонки.

Возвращаемся к списку милицейских спецсредств. В нём есть свето-шумовая граната «Заря» и свето-шумовое устройство «Пламя». Их предваряет подзаголовок — «средства обеспечения спецопераций».

Свето-шумовые боеприпасы

Световая вспышка — время ослепления может достигать 20-30 секунд.

Звук взрыва — как правило, в диапазоне 165-185 дБ, время потери слуха может достигать 4-6 часов.

Избыточное давление — как правило, в диапазоне 22-36 кПа, может вызвать повреждение внутреннего уха у 1% взрослых людей.

Механические травмы (ушибы мягких тканей, подкожные гематомы), причиняемые фрагментами корпуса, несмертельными поражающими элементами и вторичными осколками, образующимися при взрыве.

Правила применения, утверждённые Кабмином:
«Свето-шумовые средства отвлекающего действия (свето-шумовая граната «Заря», свето-шумовое устройство «Пламя») применяются на расстоянии не ближе двух метров от человека».

   

Волонтёрам Красного Креста свето-шумовых осколков тоже досталось. Им часто приходилось пробираться в самый центр столкновений, чтобы выносить пострадавших.

Водомёты — 19 января был первый случай их применения в независимой Украине — тоже считаются спецсредствами.

Правила применения, утверждённые Кабмином:
«Водомёты применяются для рассредоточения участников массовых беспорядков при температуре атмосферного воздуха не ниже 0 градусов по Цельсию».

Температура в Киеве была существенно ниже, и тем не менее эта техника была использована.

 

И в ночь столкновений, и на следующий день представители МВД утверждали, что водомёты использовались исключительно в противопожарных целях.

«В связи с тем, что активисты пришли на Европейскую площадь с зажигательными смесями, файерами и другими пиротехническими средствами, подожгли служебные автомобили милиции и другие объекты, правоохранители использовали водомёты для тушения пожара и нераспространения его дальше», — свидетельствует тот же начальник Управления массовых и спортивных мероприятий Департамента общественной безопасности МВД Олег Матвейцов.

Однако в сети есть и видео, и фото, которые подтверждают, что водомёты «работали» там, где не было огня.

Также впервые во время столкновений 19 января милиция во время массовых акций применила такой вид спецсредства, как резиновые пули.

В списке специальных средств они почему-то упоминаются дважды: отдельным пунктом — «патроны и устройства отечественного производства, снаряжённые резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия» и в подпункте «средства обеспечения спецопераций» — «патроны с резиновой пулей «Волна — р».

Вот такие «штуки» оставались после выстрелов из травматики на Грушевского.

На содержимое «Волны — р» они не похожи.

То ли пуля внутри «Волны», которой стреляли в протестующих милиционеры, была другой модификации. То ли это были боеприпасы из другого пункта Правил применения спецсредств, не обозначенные конкретным названием.

Результат первого применения травматического оружия сотрудники Красного Креста почувствовали на себе, говорит Тарас Логгинов.

«Мне попало резиновой пулей в ногу, а моим коллегам стреляли прямо в спину. Прямо в символ Красного Креста», — рассказывает волонтёр.

Прицельная стрельба велась и по журналистам, которые работали на месте событий.

У протестующих были очень серьёзные травмы, которые привели к тому, что нескольким из них ампутировали глазные яблоки.

По свидетельству волонтёров Красного Креста, после применения милицией травматического оружия им приходилось иметь дело с ранениями ног, рук, туловища и головы.

Правила применения, утверждённые Кабмином: Патроны с резиновой пулей ударной непроницаемой действия «Волна — р» отстреливаются с помощью специального карабина на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части ног».

Не раз нарушенные милицией собственные Правила применения спецсредств заставляют ещё более внимательно присмотреться к статье 12 «Закона о милиции», на который ссылаются в МВД, сообщая общественности, что имеют право применять и огнестрельное оружие.

Статья 12 сообщает: «Милиция имеет право применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом». Дальше речь идёт о том, что нельзя применять все три вида мер к беременным и малолетним. И что нужно предупреждать, прежде чем начать.

А вот статья 15 того же закона, на которую почему-то не ссылается начальник Управления массовых и спортивных мероприятий Департамента общественной безопасности МВД, посвящена исключительно применению огнестрельного оружия.

Сотрудники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

 1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;

2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления, пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, оказывающего вооружённое сопротивление, который пытается бежать из-под стражи, а также вооружённого лица, который угрожает применением оружия и других предметов, несущих угрозу жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путём его повреждения, если водитель своими действиями создаёт угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.

Также не цитируют в МВД очень важный абзац в конце этой статьи.

«Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица».

Все, кроме специально обозначенных, фото — MediaPort™