«Охрененная коллекция, охрененные люди»
С 15 по 17 октября в Харькове прошли Дни моды. Прошли тихо и незаметно, почти без свидетелей, прокравшись мимо модников и любителей светской жизни.
Больше двух десятков коллекций, от домашней одежды до вечерних нарядов, интересные модели с бесконечно длинными ногами, милые дети с горящими от восторга глазами, дизайнеры всех рангов и категорий на расстоянии вытянутой руки, целых три вечера дефиле и местами даже эпатажа — и на всё это минимум зрителей. Кстати, зря. В этом году — зря.
В первый день «массовку» создавали воспитанники школ-интернатов и их наставники. Ребята в сопровождении педагогов пришли поддержать своих друзей-подружек, которые представляли на подиуме коллекции, созданные общей фантазией и усилиями с начинающими и «продвинутыми» дизайнерами. В социальной акции «Будущие кутюрье» поучаствовали Анастасия Мальцева, Татьяна Нифантова, Александра Бижко, Амина Гасем и Александр Бевзюк.
Открывала череду показов коллекция костюмов-оберегов «Замбези». Создана она была ещё несколько лет назад дизайнерами «LifeART studio», зато свежо и задорно подана театром мод «Алиса».
Среди прочих впечатлила коллекция верхней одежды Александра Бевзюка и школы-интерната «Зелений гай» — в основном подачей, гармонирующей с музыкальным сопровождением. На подиуме её представляли не дети, а профессиональные модели-«манекены».
Понятно, что модники и модницы предпочитают «ярмарку тщеславия» посещению детских показов, но вещи всех коллекций были действительно достойные и интересные «взрослому» взгляду.
Генеральный продюсер Ukrainian Fashion Week Владимир Нечипорук взял слово после первого же детского дефиле и жидких зрительских аплодисментов.
«Соррі, харків’янки, я вибачаюсь, у вас щось сталось? Ви не плескаєте… Вам не подобається? (Бурные аплодисменты зрителей.) Офигенная коллекция… Ви знаєте, я стояв там, дивився, знаєте, таке враження… Або ми танки не продали, або з Ярославським щось сталося, або з Добкіним, чи хто у вас там, да… важные люди… Ну отримуйте задоволення від життя, ёлки-палки… Охрененная коллекция, охрененные люди, охрененные девочки, дівчатка, діти там… Давайте отримувати задоволення».
И так весь вечер киевский гость тормошил публику, подсказывая собственным примером, что пора бы хлопать.
Вдоволь нафотографировавшись у подиума, дети и педагоги ушли по своим делам, после чего стало очевидно: пустых мест гораздо больше, чем зрителей. И претендентов на их заполнение практически не нашлось.
Во второй «модный день» зрителей было ещё меньше. До начала первого дефиле — несколько минут, а в коридорах Kharkiv Palace и около зала для показов — тишь да гладь. На подходе к «месту происшествия» я ожидала увидеть объявление вроде: «Показ состоится, если в зале будет не менее 20 человек». Его, конечно, не было, да и публика постепенно подтянулась, но заполняемость и к концу вечера осталась умопомрачительно низкой. Зато смотреть на показы молодых дизайнеров можно было с козырных мест и без коленно-локтевого соседства с другими людьми. Организаторы настойчиво просили зрителей пересаживаться на первые ряды: «У нас же телесъёмка».
Репетиции и задержки между показами для переодевания-перепричёсывания растянули первые два «модных» дня до ночи. А в третий всё ускорилось до таких темпов, что в 9 вечера, когда по программе должен был начаться завершающий, якобы самый главный, показ, гости уже расходились.
«Фишками» KhFD по задумке были коллекции, прибывшие «ещё тёплыми» с Украинской недели моды: Владимир Нечипорук привёз с собой Бичоллу Тетрадзе, Анну Бублик и Кристину Бобкову. Однозначно — посмотреть на их творения вживую было интереснее, чем на фотографиях в модных обзорах. Но для зрителей это был не аргумент. Кто-то устал ждать позднего начала дефиле, кто-то и вовсе не дошёл. И это при том, что попасть в зал с показами в первые два дня мог любой, кто последовал указателям в коридорах гостиницы. Не за 200-500 гривень, купив билет (были и такие!), а просто так. И всё же желающих было немного.
Впрочем, сказать, что ряды заполнили истинные ценители, тоже нельзя: при виде обнаженной груди модели под прозрачным платьем зрители хихикали и перешёптывались. Эка невидаль на подиуме, да?
Конечно, не всё показанное было «восторг и вау». Интересные яркие вещи перемежались безыдейными платьями-шторами (почему-то макси-платья у многих дизайнеров, не только на KhFD, становятся «проблемным местом») и неуместным использованием цепочек-верёвочек-висюлек — но! Тем, кто видел, что происходило на этом самом месте в прошлом году, определённо стоило оценить, «как далеко зашёл прогресс». Вещи стали интереснее, модели — «качественнее», колготки и бельё — незаметнее. Видно, что над каждым образом трудилась чья-то мысль, а не только фантазия девочки, которая так и не переросла шитьё нарядов для куклы Барби. И практически все коллекции были не искусством ради искусства, а соответствовали главной цели — продать.
Присутствовал и эпатаж, вроде «Птахи-витинахи» и «Жемчужины Востока» (см. фото), которые «для улицы» не подходят, но будут органично смотреться на каких-нибудь выставках, перформансах и прочих мероприятиях, где нужна дизайнерская рука.
По сравнению с прошлым годом организаторы тщательнее подошли к качественному наполнению мероприятия, но совсем забыли про пиар. Как странно получается: только мероприятие обошлось без громких заявлений разряда «мы вышли на абсолютно новый уровень», как оно действительно на него вышло. Только никто слухом не слыхивал о «главном модном событии года», как, по сути, оно таким и оказалось. Правда, мало кто это увидел.
Три вечера не были потрачены впустую, но, несмотря на разнообразие и неординарность коллекций, присутствие дизайнеров, живую музыку в перерывах между показами и более-менее удачного ведущего, Kharkov Fashion Days оставили послевкусие скуки. Всё-таки без определённой плотности зрителей, «тусовки» и потенциальных покупателей модный показ даже самых оригинальных вещей теряет смысл и концентрацию.
Фото: Александр Бринза, Дмитрий Неймырок