Web Analytics
Миша рисует метро | MediaPort

Мише девять лет. Он учится во втором классе самой обыкновенной харьковской школы. Правда, на уроках Мишина мама сидит рядом с сыном, за партой. Потому что Миша странный. Миша — аутист.

Подвал Муниципальной галереи. Темновато, сыровато для выставки рисунков. И необычно звонко. Дети. На первый взгляд, самые обыкновенные. Пищат, гоняют мяч.

Тушуюсь, неудобно спрашивать…

— Простите, я читала, что аутисты не реагируют на других детей, а вот ребята в футбол вроде играют…

— Мяч. Предмет, который им сейчас интересен. Он их объединяет. Не будет мяча — не будет контакта.

Наталья Ивашура, Мишина мама, организатор выставки, объясняет спокойно. Ни нотки обиды в голосе. Всё неприятное, что можно было услышать в адрес Миши, она уже слышала. На все идиотские некорректные вопросы уже отвечала.

Я понимала, куда иду и кого встречу. Однако привыкнуть с лёту к этим детям невозможно. Миша, например, знает английский язык лучше меня. И рисует лучше. Но, выражаясь языком моей классной дамы, этот симпатичный мальчик совершенно игнорирует правила поведения в социуме. Если Миша идёт куда-то (куда ему надо попасть непременно и сию минуту), скажем, за мячом, а вы стоите у него на пути, Миша без зазрения совести оттолкнёт вас. Однако, со стороны мальчика, это не хамство, не неуважение, отнюдь. В этом жесте вообще нет ничего личного. Просто вы — препятствие.

Собственно, социализировать (ужасное слово), то есть научить ребят жить рядом с другими людьми, и пытаются эти родители.

— Для чего выставка? — спрашиваю Наталью.

— Для того, чтобы показать нормальным — эти дети, да, они необычные, странные, но они талантливые, добрые.

Миша рисует метро. Знает наизусть схемы Московских, Санкт-Петербургских веток. Откуда? «Из Сети», — говорит мама. Пишет запрос в поисковик, чаще всего на английском, и часами изучает станции.

Когда Миша нервничает, первое, что он говорит, это слово «метро». Объяснить такой пиетет к подземке мама не может. В этих детях многое необъяснимо.

Мои попытки заговорить с мальчиком — жалкие. Какой бы ласковый тон я не выбирала. Не реагирует. Чужая. А семилетняя Маша превосходно находит с братом общий язык, рассказывает мама.

«Ошибка многих родителей — старшие (младшие) дети должны быть как можно дальше от «проблемного». Я, наоборот, за то, чтобы всегда и всё — вместе. Мы — семья. Машка привыкла к этим трудностям, она знает, что с обычным одноклассником достаточно поздороваться один раз и тот ответит. С братом по-другому. Если хотите, она научилась настоящей толерантности».

Наталья — первая и единственная мама в Харькове, которая добилась совместного обучения с ребёнком-аутистом в общеобразовательной школе. Поступок смелый, отчаянный и, как всякое новаторство, рискованный. Но, говорит, если педагог — союзник, всё получится. Миша учится решать задачи, писать диктанты и замечать других людей.

После просмотра мультфильма Миша за несколько минут написал на листе все существительные, которые услышал там.
После просмотра мультфильма Миша за несколько минут написал на листе все существительные, которые услышал там.

Через пару часов после выставки я делилась впечатлениями с приятелями. Рассказала про семью Ивашура. Трое из троих, нормальных, адекватных взрослых заявили, что категорически не хотели бы видеть в одном классе с собственными детьми «такого Мишу». Вопрос «почему» заставил всех троих так же синхронно впасть в невнятное бормотание.

Я не была у Миши в классе. Но планирую напроситься в гости. Мне любопытно, что получают сверстники от такого эксперимента? Подозреваю, это что-то важное.

P.S. «Питер Хорн вовсе не собирался стать отцом голубой пирамидки. Ничего похожего он не предвидел. Им с женой и не снилось, что  с  ними может случиться такое. Они спокойно ждали рождения первенца, много о нём говорили, нормально питались, подолгу спали, изредка бывали в театре», — так начинается рассказ Рэя Бредбери «И всё-таки наш…». Рекомендую.