Web Analytics
Медиа-корпорация орков | MediaPort

Пару недель назад я брал интервью у президента и основного владельца Украинского Медиа Холдинга Бориса Ложкина, в котором прозвучал вопрос, не вошла ли в его бизнес «Семья». Спрашивать об этом мне не очень хотелось по той причине, что ответом будет банальное «разумеется, нет». 

Почти так он и ответил, сказав, что ходоков было всегда много. С другой стороны, совсем уж не поговорить на эту тему было тоже нельзя, так как от многих бизнесменов слышишь разговоры о том, что аппетиты «Семьи» только растут и что схема, по которой действуют «ходоки», выглядит приблизительно так: сначала желаемому объекту создают невыносимые условия, затем предлагают за отъём бизнеса унизительную сумму, а в случае отказа прессинг только нарастает до победного конца. Понятия не имею, было ли всё так в случае с УМХ, но я не знаю других причин, по которым Борис Евгеньевич Ложкин продавал бы своё детище.

Он в последнее время постоянно говорил о том, что медиа — это бизнес и что социальная или любая другая функция, не связанная с извлечением прибыли, его мало интересует. Поэтому он до сих пор не обзавёлся телеканалом — потому что ТВ убыточно. Ложкина всегда упрекали в том, что среди десятков созданных им медиа нет украиноязычных, а он не считал их издание выгодным финансово, а было бы выгодно — не было бы изданий на русском. Да и продажа «Фокуса», по моим данным, не была даром, несмотря ни на что, за журнал была получена такая сумма, которая устроила и Ложкина, и второго акционера — Геннадия Боголюбова. Кстати, не будь этой продажи, журнал вполне мог прекратить своё существование.

И продажа всего холдинга Сергею Курченко, человеку из ниоткуда, без истории, я бы сказал — без лица, наверное, была тоже вынужденной, но не из-за финансовых показателей компании. Отбивался от продажи Ложкин долго и стоически. Но его заявления о том, что УМХ постепенно выкупает доли своих партнёров, среди которых были Боголюбов, Игорь Коломойский и Пётр Порошенко, наверняка означало лишь одно — крысы бежали с корабля.

Над Коломойским нависла реальная угроза потери канала «1+1». Порошенко, который теоретически мог бы помочь УМХ и своим влиянием, и своими связями, и своими деньгами, тоже предпочёл уйти в сторону, выйдя из состава владельцев «Корреспондента». А Ложкин никогда не был олигархом. Фактически его оставили один на один с прожорливым «Семейством». Оставалось лишь сделать то, что, собственно, Ложкин всегда и делал, — заработать на продаже, получив желаемую сумму. Он сказал, что сумма сделки близка к 450-500 миллионам долларов. При этом сделка растягивается во времени до конца марта следующего года. И хотя многим, кто знает Ложкина, стало жаль, что его детище теперь будет в руках сомнительных личностей, иногда деньги — это просто деньги.

Наверняка сейчас в адрес Ложкина посыплются проклятия за то, что он был лоялен к власти, но, во-первых, не стоит забывать, что «Корреспондент» прочно занял место уважаемого издания, «Фокус» был часто занозой в заднице человека, живущего в Межигорье, а «Форбс» портил нервы самому Курченко. А во-вторых, давайте посмотрим на медиарынок в целом. Какая картина получилась после того, как Ложкин продал УМХ?

Оказалось, что медиа, свободных от «Семьи», уже не осталось: ТВ подконтрольно, большинство популярных бумажных зданий, за исключением разве что «Зеркала недели» и ещё парочки, — тоже, радио — тоже, Интернет — свободен отчасти: «Украинская правда» и ещё несколько сайтов… Вот, собственно, и всё.

УМХ (даже не TVi) и был последним оплотом свободы слова, который многие не оценили, а теперь уже поздно.

Осталось «курченкам» взять в оборот социальные сети, и к 2015 году журналистам и блогерам почти не останется места для свободного выражения своего мнения, а электорат будет по-прежнему видеть только то, что ему показывают. Собственно, это и есть цель «Семьи», и такая схема успешно прошла тесты в России.

Забавно во всем этом слушать молчание оппозиции. Я не говорю, что она должна бежать спасать Ложкина или кого-то ещё (хотя могла бы пошевелить мозгами и ягодицами). Я говорю о том, что впервые в истории Украины оппозиция молча и даже тупо лишает себя всякой поддержки СМИ. Как она собирается побеждать на выборах, как она собирается доносить свою точку зрения народу, я не понимаю. Впрочем, и оппозиция наша тоже всегда думает о деньгах, о бизнесе, и яркий тому пример — манипуляции с собственностью TVi и уникальным талантом «оппозиционера» Николая Княжицкого забивать баки и заколачивать деньги.

Без лишней истерики, но в качестве резюме отмечу, что рынок СМИ после продажи УМХ можно считать зачищенным и уничтоженным. Теперь будет всё совсем по-другому.

Пришли орки и превратили страну в Мордор.