Web Analytics
Схема метро. Версия для своих | MediaPort

Они разные, но они связанные. Частные подрядчики «Харьковского метрополитена» получают деньги за работы, с которыми ещё несколько лет назад предприятие справлялось самостоятельно. Коммерческие фирмы ремонтируют вагоны подземки, следят за эскалаторами, убирают на станциях. Работу частников руководство КП «Харьковский метрополтитен» комментировать не желает — традиционно отмахивается коммерческой тайной. О том, что «подземное» предприятие — собственность территориальной громады, городские власти вспоминают, лишь когда это выгодно. Например, когда нужно решить вопрос о подорожании билета в метро. 

Поднять тариф в метрополитене до трёх гривень руководству предприятия и мэрии удалось без видимых проблем. Документы дружно согласовали все инстанции. Слово против попробовал сказать только начальник территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Анатолий Косолапов. В середине марта он даже пригрозил делом — если чиновники нарушат рекомендации АМК не повышать стоимость проезда. Но уже через месяц Косолапов рассуждал по-другому. Он стал говорить о нерентабельности перевозок и о том, что без подорожания обойтись нельзя.

Возле здания мэрии прошло несколько немногочисленных акций протеста против новых тарифов.

Акция возле мэрии. 3 июня
Акция возле мэрии. 3 июня

А группа молодых людей попыталась устроить флешмоб на станции «Тракторный завод». Руководство подземки героически отбило станцию от недовольных клиентов. 

Причина для подорожания — одна на все времена: убытки. Их генеральный директор предприятия Михаил Карамшук в 2012 году насчитал на 119 миллионов гривень.

Чтобы поверить Карамшуку на слово, неплохо бы знать ответы на несколько вопросов. А именно — сколько заработал метрополитен в прошлом году и сколько и на что потратил. Но руководство предприятия эту информацию держит в секрете. Главный по отпискам — он же главный инженер подземки Сергей Карпенко — на информационный запрос «МедиаПорта» традиционно ответил, что запрашиваемая информация «не является общественно необходимой».

Ответ коммунального предприятия «Харьковский метрополитен» на запрос «МедиаПорта», стр.1.

Ответ коммунального предприятия «Харьковский метрополитен» на запрос «МедиаПорта», стр.2.

Здесь так и напрашивается другая цитата. 22 мая директор Департамента транспорта горсовета Сергей Дульфан поучал журналистов

«…это предприятие не Геннадия Адольфовича (Кернеса — ред.), не Департамента транспорта, собственниками этих предприятий является каждый гражданин города Харькова». 

На официальном сайте метро есть отчёт о доходах за 2010 и 2011 годы. О поступлениях в 2012 году не сообщается
На официальном сайте метро есть отчёт о доходах за 2010 и 2011 годы. О поступлениях в 2012 году не сообщается

Цель статьи — частично ответить на вопрос о расходах метрополитена. Мы отследили работу трёх частных подрядчиков, которые сотрудничают с подземкой. Выяснили, чем они занимаются и как связаны между собой. 

Материал можно считать продолжением двух публикаций «МедиаПорта» о расходах подземки. По ссылкам можно прочесть публикации «Деньги подземелья» о фирме «Пентафлоп» и «Метро. (Не)своевременность» о затратах на таблички, информационные указатели и программу для талонов.

Тема «метро и частники» на этом не исчерпана. В планах у редакции — проследить работу фирмы «Сафари-Армс». Сотрудники частного охранного агентства следят за порядком на станциях, хотя для этих же целей существует отдельное милицейское подразделение — Батальон патрульной службы (по обслуживанию метрополитена). 

Тендер

Заниматься нынешней статьёй о метро я начал, увидев в «Вестнике госзакупок» информацию об итогах очередного тендера метрополитена. Третьего апреля 2013 года предприятие заключило договор с ООО «Ваго-Рев». Предмет сделки — «замена узлов основного механического оборудования подвижного состава метрополитена». Стоимость соглашения — 35 миллионов 655 тысяч 750 гривень. За эти деньги победитель должен будет заменить в вагонах 50 рам тележек и 150 колёсных пар. Количество «ориентировочное», потому что «фактический объём услуг определяется с учётом производственных потребностей Заказчика», говорится в тендерной документации.

Единственным конкурентом фирмы «Ваго-Рев» было общество с ограниченной ответственностью «Специализированный «Проектно строительный монтажный поезд-753» (отсутствующий дефис в сложном прилагательном — это не ошибка, а точная передача названия). За работы проигравший участник запросил почти на два миллиона больше.

О фирмах победившей и побеждённой я разговаривал с информированным человеком. Своё имя и фамилию он просил не называть, поэтому мы будем называть его просто — Источник. Источник рассказал, что в обоих ООО работают бывшие сотрудники метрополитена, которых после сокращения оформили в частные фирмы. Так же он отозвался и о фирме «СПО», сотрудники которой убирают в подземке.  Все три ООО, объяснил Источник, стали сотрудничать с метрополитеном ещё при директоре Сергее Мусееве, погибшем в 2010 году. По словам Источника, сейчас за фирмами стоит его сын — депутат горсовета, а с недавних пор и глава Ленинской райадминистрации Максим Мусеев. 

Сергей Мусеев
Сергей Мусеев

Максим Мусеев
Максим Мусеев

Забегая вперёд, скажу, что Максим Мусеев свою связь с фирмами «Ваго-Рев» и «Специализированный «Проектно строительный монтажный поезд-753» отрицает. Его ответ о фирме «СПО» выглядит не таким однозначным. 

«С «СПО» связан», — сказал Мусеев в конце апреля, когда я общался с ним после заседания исполкома. Задать уточняющие вопросы чиновнику тогда не удалось — охранник позвал Мусеева в кабинет мэра. Позже я перезвонил главе района, чтобы уточнить этот момент. Максим Мусеев скорректировал собственные слова: 

«Вы, наверное, что-то напутали. Я сказал, что я знаю этих ребят, и всё. И они работают много где и много лет», — сказал он. 

Чуть позже на сайте ООО «Ваго-Рев» я нашёл целый раздел о фирме «Специализированный «Проектно строительный монтажный поезд-753» (мы будем называть фирму сокращённо: «СМП-753»). В день, когда руководство КП «Харьковский метрополитен» прислало «МедиаПорту» ответ на информационный запрос, сайт фирмы «Ваго-Рев» «сломался» и до сих пор не заработал.

Сайт ООО «Ваго-Рев» в кэше «Яндекса»
Сайт ООО «Ваго-Рев» в кэше «Яндекса»

Сокращения

То, что в метрополитене в 2009 году были массовые увольнения, подтверждают архивы «МедиаПорта». В марте главный экономист метрополитена Фёдор Поляков рассказал о сокращении из подземки 400 человек. А в конце июня начальник тогда ещё государственного предприятия «Харьковский метрополитен» Сергей Мусеев заявил о планах уволить ещё 350 сотрудников. В октябре главный инженер предприятия Сергей Штанько предупредил: после установки автоматов по продаже жетонов работников в подземке станет ещё на сотню меньше.

Все три компании — «Ваго-Рев», «СМП-753» и «СПО» — были зарегистрированы в 2009 году. Причём перевод сотрудников в последнюю фирму официально подтверждал Сергей Штанько. Он рассказывал, что летом уборщиц переоформили в частную структуру, которая взялась поддерживать чистоту в подземке. Реформу Штанько назвал «эффективным менеджментом»: по его словам, за четыре месяца предприятие сэкономило пять миллионов гривень, а на станциях стало чище.

Главные по вагонам

Общество с ограниченной ответственностью «Ваго-Рев». Зарегистрировано 17 августа 2009 года. Первое название — «Метро Рипейр Компани». Нынешнее название получило 27 октября 2009 года.

Учредители — житель Тбилиси Алексей Ахвледиани и харьковчанин Олег Дивинец. 27 октября 2009 года оба перестали быть владельцами фирмы. Новым собственником стал харьковчанин Андрей Артёменко. 18 апреля 2011 года его «вытеснила» жительница города Дружковка Донецкой области Зинаида Кирсанова. Она же оставалась владельцем на 1 января 2013 года.

С 13 сентября 2009 года по настоящее время предприятием руководит Андрей Артёменко.

Фамилию Артёменко я встречал в новостях за 2008 год. Тогда начальником рекламного отдела метрополитена работала Марина Артёменко. Марина и Андрей Артёменко зарегистрированы в одной квартире на улице Гоголя. Судя по возрасту, это мать и сын.

Зинаида Кирсанова, по информации портала «Наші гроші», владеет 67% уставного капитала ООО «Ресторан «Театральный». Заведение находится в Харькове на улице Сумской, 2.

«Стабильно развивающаяся компания, обладающая научным, техническим и производственным потенциалом, необходимыми ресурсами для обслуживания, ремонта и производства вагонов метро всех типов».

Так предприятие «Ваго-Рев» рекомендует само себя. Компания гордится, что у неё — одной из двух в Украине — есть все лицензии и разрешения для обслуживания вагонов. В фирме, как указано на сайте, работает более 100 человек.

При первом же беглом знакомстве с сайтом бросилась в глаза контактная информация. В качестве контактов фирмы здесь указаны телефоны и адреса Московского и Салтовского электродепо метрополитена. Причём адреса не только почтовые, но и электронные.

В упомянутом запросе руководству подземки я поинтересовался, на каких основаниях «Ваго-Рев» работает в депо — сдаётся ли фирме территория в аренду, или она выкупила часть помещений? Но главный инженер метрополитена Сергей Карпенко проигнорировал этот вопрос, как и все остальные.

Раздел «Модернизация вагонов» преподнёс новый сюрприз. Предприятие похвасталось, что в 2010 году его сотрудники сверх плана капитально отремонтировали один вагон. Убрали кабину машиниста, постелили новый линолеум, обили диваны новым материалом и заменили лампы в светильниках.

Модернизация обошлась в 350 тысяч гривень, рассказывал в августе 2010 года гендиректор метрополитена Сергей Мусеев. О том, что вагон ремонтировала частная фирма, он не упоминал.

Не менее интересен отчёт фирмы «Ваго-Рев» о модернизации пылесоса Gluttor. 15 мусоросборников горсовет закупил осенью 2011 года — за 291 тысячу гривень каждый. В конце октября мэрия устроила торжественную презентацию техники. Городской голова Геннадий Кернес с помощью новинки даже убрал кучу мусора.

«Работает эта штука на аккумуляторе, заряжается, восемь часов работает, поэтому вечером заряжается — утром работает. Это очень хорошо», — делился впечатлениями мэр.

Из сообщения фирмы «Ваго-Рев» вырисовывается совсем иная картина. 

«Данная доработка связана с адаптацией пылесоса к условиям нашего города, а также учтены замечания и недоработки завода-изготовителя (небольшая территория уборки и время работы — около 3 часов)», — было указано на сайте компании.

Можно было бы допустить, что Геннадий Кернес показывал журналистам уже доработанные пылесосы. Однако обратим внимание на эту новость на сайте Харьковского горсовета. В сообщении говорится о тех же работах, что и на сайте ООО «Ваго-Рев». Публикация горсовета датирована апрелем 2012 года — это на полгода позже «мэрской» уборки на площади. Отмечу, что Андрей Артёменко в сообщении назван работником СПО «За чистый город». 

Пылесос был усовершенствован по заказу Харьковского городского совета и клининговой компании «СПО», отмечали сотрудники ООО «Ваго-Рев».

Первый тендер метрополитена предприятие выиграло в ноябре 2009 года. За «услуги по техническому, среднему и капитальному ремонтам подвижного состава» «Ваго-Рев» получил 49 миллионов 564 тысячи 448,3 гривни.

В 2010 году КП «Харьковский метрополитен» заключило с ООО «Ваго-Рев» сразу два соглашения. Первого марта был подписан договор на текущий ремонт вагонов. За работы, выполненные по нему, «Ваго-Рев» получил почти 6,5 миллиона гривень. А в июле был заключён договор на замену рам тележек и колёсных пар — за 4,7 миллиона гривень.

Информация о договорах 2010 года взята из решения Харьковского окружного административного суда от 25 октября 2012 года. Коротко о сути документа. 28 мая 2012 года Специальная государственная налоговая инспекция по работе с крупными налогоплательщиками обязала метрополитен доплатить 983 тысячи 304 гривни налога на прибыль из-за того, что посчитало договоры метрополитена с подрядчиками (в том числе и с «Ваго-Рев») недействительными. Метрополитен с претензиями налоговиков не согласился, подал иск в окружной админсуд и выиграл дело. Позже это решение подтвердил апелляционный админсуд.

А вот информация о тендерах метрополитена за 2012 год, победителем которых стало ООО «Ваго-Рев».

— 22 мая КП и частная фирма заключили договор на «техническую диагностику воздушных резервуаров, которые установлены в вагонах метрополитена». За обследование 103 резервуаров ООО «Ваго-Рев» получило 69 тысяч 14,46 гривни. 

— 27 июля метрополитен купил у частника «винт домкрата тепловозного, модель ДТ-40» и «гайку бронзовую домкрата тепловозного, модель ДТ-40». За восемь винтов и восемь гаек фирме «Ваго-Рев» причиталось 199 тысяч 980 гривень. 

Главные по эскалаторам

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный «Проектно строительный монтажный поезд-753». Основано 14 сентября 2009 года. Учредители — харьковчане Светлана Керро и Павел Шеметов. 25 июня 2011 года Шеметов перестал быть владельцем фирмы. 12 сентября из состава учредителей вышла и Светлана Керро. Новым собственником фирмы стал Олег Стальмаков. По данным на 1 января 2013 года, он оставался владельцем предприятия. 

С 7 апреля 2011 года ООО «СМП-753» руководит Светлана Ерёменко.

Основным источникам информации о фирме для нас стала уже упомянутая страница о ней на сайте ООО «Ваго-Рев». Написана она от лица сотрудников «СМП-753».

Скриншот всей странички об «СМП-753» с сайта фирмы «Ваго-Рев». 

О причинах создания «СМП-753» там говорится без аргументов, зато с пафосом:

«В динамично изменяющихся современных условиях назрела существенная необходимость пересмотреть подходы и методологию в проведении технического обслуживания эскалаторов. Широко применять новые формы и методы работы по развитию качества труда персонала, повышения требований к самому содержанию эскалаторов в технически исправном состоянии, увеличению интенсификации труда и внедрению новых технологий. Уходить от формулировки «работать по старинке».

До создания предприятия эскалаторы ремонтировал «специально выделенный персонал метрополитена», признают частники.

В состав ООО входят три линейных эксплуатационных участка (по одному на каждую линию метро), участок по обслуживанию сложного оборудования и участок капремонта эскалаторов.

Себе предприятие приписывает ремонты эскалаторов на станциях «Южный вокзал», «Госпром», «Завод имени Малышева», «Архитектора Бекетова», «Пушкинская».

Особенно гордится «СМП-753» капремонтом эскалатора №3 на станции «Советская». Это тот самый ремонт, из-за которого летом 2010 года пришлось «вскрывать» площадь Конституции. Ремонтники меняли основной и промежуточный валы подъёмника.

«Пришлось в кратчайшие сроки выполнить огромный объём подготовительных работ», — заявляют представители «СМП-753».

КП «Харьковский метрополитен» на своём сайте писало об этом ремонте, но о том, что он сделан частниками, снова забыло упомянуть.

О фирме «Специализированный «Проектно строительный монтажный поезд-753» в конце апреля я разговаривал с главой администрации Ленинского района Максимом Мусеевым. Беседа шла после заседания исполкома. Одним из его решений чиновники поручили обслуживать лифты в домах Ленинского района фирме «СМП-753».

«С 2006 года в Ленинском районе подрядчиком по техническому обслуживанию, не капитальному ремонту и не аварийному, является коммерческая структура, которая обслуживала лифты в городе Харькове. Я, придя работать главой администрации в Ленинский район, проанализировал работу данной компании и выявил, что на 370 лифтов в службе «1562» висит 550 незакрытых заявок от жителей. Данную ситуацию мы глубоко проанализировали совместно со специалистами КП «Горлифт» и Департамента жилищного хозяйства и пришли к выводу о смене подрядчика по обслуживанию лифтового хозяйства», — рассказал руководитель райадминистраци. 

На качество работы «СМП-753» Мусеев даёт гарантию главы района. Говорит: частники уже постелили новый линолеум почти в 400 лифтах, поменяли плинтуса, поставили в кабинах светодиодные лампы. У главы Ленинского района я поинтересовался, зачем вообще нужен частный подрядчик, — ведь обслуживанием подъёмников занимается КСП «Харьковгорлифт».

«Горлифт» работает на капитальном обслуживании. В случае существенных поломок, остановок и так дальше. И «Горлифт» располагает материальной базой по аварийному выезду. Подрядчик, который работает непосредственно в районах, занимается исключительно техническим обслуживанием. Это смазывание троссов, содержание лифтов в рабочем состоянии, реконструкция, реставрация мелких деталей, кнопок, освещения, помывка, почистка и так дальше», — сказал Мусеев.

В ООО «Специализированный «Проектно строительный монтажный поезд-753» работает более 200 человек, сказал глава Ленинского района. Мусеев успокоил: людей хватает и на эскалаторы, и на лифты.

Владельца фирмы (по состоянию на 1 января 2013 года) «СМП-753» Олега Стальмакова медиа-группа «Объектив» в 2009 году называла личным водителем и помощником Максима Мусеева. Глава района эту информацию опровергает.

«Во-первых, у меня нет водителя. У меня есть три официальных водителя, которые работают в районной администрации, и я как глава районной администрацией пользуюсь этой функцией. Поэтому эти данные не соответствуют действительности и не имеют никакого отношения ко мне. Господин Стальмаков мне не известен», — сказал чиновник.

Здесь придётся напомнить Максиму Мусееву события почти четырёхлетней давности. 23 октября 2009 года его машина попала в ДТП. Автомобиль Lexus сбил 59-летнюю женщину. Информация о происшествиии попала в СМИ лишь 5 ноября. Тогдашний начальник управления СБУ в Харьковской области Андрей Мухатаев рассказывал, что у пострадавшей — тяжёлые травмы, «которые повлекли тяжкие последствия». Максим Мусеев попытки привязать его к ДТП назвал политическим заказом. В комментарии медиа-группе «Объектив» он рассказывал, что в день аварии был в Киеве на партийном съезде. В том же сюжете было названо имя водителя машины — Олег Стальмаков. 

Чтобы проверить эту информацию, «МедиаПорт» отправил запрос в прокуратуру Харьковской области. Старший прокурор по вопросам обеспечения доступа к публичной информации Марина Мирошниченко ответила следующее: 

«Сообщаю, что 23.10.2009 приблизительно в 11.30 по улице Елизарова, 5, в г. Харькове автомобилем Lexus под управлением Стальмакова Олега Александровича совершён наезд на пешехода, которому были причинены повреждения средней тяжести. […]

В ходе следствия установлено, что вышеуказанный автомобиль Lexus в соответствии с техпаспортом принадлежал Мусееву Максиму Сергеевичу.

Стальмаков О.А. управлял автомобилем на основании доверенности, выданной Мусеевым М.С.».

Ответ прокуратуры Харьковской области на запрос «МедиаПорта».

14 декабря 2009 года уголовное дело по факту ДТП было закрыто «за отсутствием в деянии состава преступления». Как показала экспертиза, «Стальмаков А.О. не имел техническую возможность предупредить дорожно-транспортное происшествие путём выполнения Правил дорожного движения и в его действиях не усмотрено нарушений Правил дорожного движения Украины, которые, с технической точки зрения, находились в причинной связи с ДТП».

Главные по уборке

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «СПО». Основано 17 апреля 2009 года. Учредитель — Андрей Артёменко. 24 февраля 2011 у предприятия сменился владелец — новым собственником стал Евгений Криветченко. По данным на 1.01.2013 года, он же владельцем и оставался. Директор — Андрей Евтушенко.

В краткой справке внимательному читателю бросилась в глаза уже знакомая фамилия. Андрей Артёменко — он был владельцем ООО «Ваго-Рев», а сейчас числится директором «вагонной» фирмы.

Клининговая компания «СПО», или «Системы прогрессивной очистки», — настоящий гигант харьковского «уборочного» бизнеса. К этому выводу подталкивает хотя бы список клиентов, опубликованный на сайте фирмы. Услугами ООО, кроме метрополитена, пользуются такие предприятия:

— Международный аэропорт «Харьков»;

— КП «Областной спортивный комплекс «Металлист»;

— Автобусный терминал «Харьковского предприятия автобусных станций»;

— КП «Жилкомсервис»;

— КП «Харьковводоканал»;

— КП «Харьковские тепловые сети».

Для КП «Харьковский метрополитен» ООО выполняет «комплексное ежедневное обслуживание всех объектов». Сюда входят вагоны, станции, админкорпуса и прилегающая территория.

Первый договор с метрополитеном «СПО» заключило в июне 2009 года. За «санитарное содержание пассажирских, производственных, служебных, административных и вспомогательных помещений, устройств и оборудования» метрополитен обязался выплатить 6 миллионов 79 тысяч 334,8 гривень.

А вот несколько тендеров с участием «СПО» за 2013 год:

— 21 января коммунальное предприятие «Центральный парк культуры отдыха имени М. Горького» поручило фирме убирать парк с января по июнь 2013 года за три с половиной миллиона гривень. Сделка оплачена деньгами горбюджета.

— 19 апреля КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов» поручило «СПО» заниматься «очисткой урн с заменой полиэтиленовых пакетов» за четыре миллиона 439 тысяч 438,4 гривни. Срок действия договора — до декабря 2013 года. Источник финансирования — «средства местных бюджетов».

— В тот же день КП «Комплекс по вывозу бытовых отходов» доверило компании «СПО» «ремонт и техническое обслуживание урн» за 558 тысяч 511,91 гривни. Сделка оплачена «средствами местных бюджетов».

Евгений Криветченко, бывший до недавнего времени владельцем фирмы, занимает пост председателя Ленинской районной молодёжной общественной организации «Молодые регионы». На страничке райорганизации гордо провозглашается, что она «имеет возможность активно проводить свою деятельность благодаря всесторонней помощи и поддержке депутатов городского совета, членов депутатской группы «Молодые регионы», Максима Мусеева и Владимира Тупицына».

Владимир Тупицын и Максим Мусеев, фото: Instagram М. Мусеева
Владимир Тупицын и Максим Мусеев, фото: Instagram М. Мусеева

Евгений Криветченко
Евгений Криветченко

На страничке «ВКонтакте» Евгений Криветченко в «друзьях» у Максима Мусеева
На страничке «ВКонтакте» Евгений Криветченко в «друзьях» у Максима Мусеева

«Не являюсь учредителем около полугода уже. По понятным, думаю, причинам, я не могу Вам назвать собственника», — ответил Евгений Криветченко на моё предложение поговорить о сотрудничестве с метрополитеном.

Нет заявления нет дела

Проверка законности тендерных закупок входит в компетенцию Антимонопольного комитета. Но, как утверждает начальник теротделения АМК Анатолий Косолапов, до сих пор никто с жалобами на закупки «подземки» не обращался. А без них проверить метро невозможно, утверждает Косолапов. Отсутствие заявлений «МедиаПорт» считает делом поправимым.

Фото на главной странице — из материала «По туннелям Харьковского метро» на сайте «Город с другой стороны».