Миссвселенский переворот и прочие революции 60-х
Та-дам! Встречайте — революционные 60-е! Плюс десятилетие — и женщины трансформировались до неузнаваемости: значительно прибавили в росте и в крайней степени убавили в весе — смена стандарта тут же отразилась на коронованных «Мисс Вселенная». Женский пол стал намного свободнее и смелее в вопросах секса: в 1960 году в США официально разрешили производство и продажу противозачаточных таблеток. Платья немедленно умопомрачительно укоротились. А набиравшая обороты женская эмансипация привела к отказу от всевозможных застёжек и подвязок, исчезли корсеты и прочие элементы одежды, ограничивающие движения.
Идолы эпохи поп-арта: Бриджит Бардо, Софи Лорен, Одри Хепбёрн, Клаудия Кардинале, Дорис Дэй, Жаклин Кеннеди, Барбара Стрейзанд, Рэкел Уэлч, Урсула Андресс, Фэй Данауэй, Твигги, Эди Седжвик, Верушка.
Главный двигатель перемен этого десятилетия — «диктатура» молодёжи. Послевоенный baby boom — раз: детки подросли и стали основными заказчиками моды; молодая жена американского президента — два, рождение амплуа james-bond-girl — три.
Молодёжь 60-х не оставила никакого шанса двойной морали, пренебрегала дисциплиной и отвергала любой авторитет. Но при этом именно благодаря ей 60-е стали отправной точкой для развития культуры и моды последующих десятилетий, стали временем радикально новых тенденций, свершений и открытий. Это было время почти ежеминутного научно-технического прогресса. Продолжаем следить за сменой стандартов женской красоты на примере коронованных «Мисс Вселенная».
Прощайте целомудренные 50-е
Для конкурса «Мисс Вселенная» революция 60-х началась с переезда: конкурс перенесли из города Лонг-Бич (штат Калифорния) в Майами-Бич (штат Флорида). Причиной стал скандал между организаторами конкурса — Catalina Swimsuit Corporation — и местными властями: первые настаивали на коммерциализации конкурса (привлечении дополнительных спонсоров и платном участии), а вторые хотели оставить мероприятие некоммерческим. Переворот случился, а вот качественное изменение — нет. Единственное, что осталось от прежнего величия, — название.
Представители Catalina Swimsuit Corporation сделали заявление, что отныне конкурс обретёт просто небывалые масштабы: впервые за титул «Мисс Вселенная» будут бороться девушки из 60 стран. Но первый блин, как известно… Приехали не все участницы: мисс Польша не явилась — принимала участие в конкурсе «Мисс Интернэшнл», и впоследствии Польша не принимала участие в конкурсе вплоть до 1984 года (наказана?); из 60-ти заявленных стран присутствовали 42, дебютировали Иордания, Португалия, Испания и Тунис. Ко всему, несмотря на старания организаторов и то, что все участницы сопровождали встречи со спонсорами, на майамский конкурс удалось собрать всего $25 000.
Со дня основания конкурса в 1952 году и на протяжении восьми лет всё было в рамках приличия. А вот конкурсантки 1960 года отличились. Мисс Австрия и Мисс Голландия вызвали волну возмущения отдыхающих своим непристойным поведением — слишком высоко поднимали юбки, позируя фотографу. Да так, что были видны чулки (!). Оскорблённый их поведением управляющий курорта заявил: «Это непостижимо! «Мисс Вселенная» проводится кучкой дилетантов!». И был недалёк от истины: судя по отзывам в прессе того времени, конкурс «Мисс Вселенная 1960» был плохо организован, хореография финалисток была жалкой и смешной, а со сценографией и даже с занавесом случались постоянные проблемы. И это всё в прямом эфире! Вот оно, всемирное признание.
Видео курьёзных моментов конкурса «Мисс Вселенная 1960» — лидирует занавес.
От роскоши к минимализму
В 60-е впервые официальный дресс-код превратился в официальную моду. Здесь за революцию целиком и полностью ответственна Жаклин Кеннеди, которая была по праву признана одной из самых стильных и элегантных женщин своего времени. Её простой и одновременно роскошный стиль (типичной одеждой для неё было хорошо облегающее платье-рубашка) считают началом американского минимализма в моде. Джеки Кеннеди затмила по популярности даже своего супруга-президента.
От природы Жаклин Кеннеди была далеко не красавицей, и во многом её стиль определили некоторые особенности лица и фигуры: слишком широко расставленные глаза, «квадратное» лицо, небольшая грудь, широкие кисти рук и 41-й размер обуви, — но при этом она обладала красивой линией плеч, тонкой талией и длинными стройными ногами. Нужно было скрыть одно и подчёркнуть другое.
Солнцезащитные очки в крупной оправе с большими стёклами — это с её легкой подачи они вошли в моду в 60-х и не вышли до сих пор — решали проблему с глазами; платья-трапеции с круглыми и V-образными вырезами сглаживали «тяжелый» подбородок и выделяли красивую линию шеи и плеч, а длина «короче, чем было принято» демонстрировала стройность ног и отвлекала внимание от маленькой груди; жакеты и свитера с рукавом ¾, в свою очередь, отвлекали внимание от некрасивой формы кистей. Ещё одним постоянным атрибутом Джеки были перчатки — они скрывали не только некрасивую форму рук, но и обкусанные ногти. Водилась за ней такая вредная привычка.
Макияж в стиле Жаклин Кеннеди до сих пор актуален для тех, кто хочет выглядеть элегантно. В этом макияже особенно важен идеальный цвет лица, его добивались с помощью тщательно подобранного тонального крема. Наносили на кожу небольшое его количество и слегка припудривали. Румяна использовали очень нежных оттенков, выделяли «яблоко» щёк, тем самым добивались как будто изнутри сияющей кожи. Брови были натуральными и ухоженными, а их форма — естественной. В макияже глаз использовали только натуральные оттенки теней: светлые накладывали на подвижное веко, чуть темнее — на складку. Ресничную линию выделяли карандашом светло-коричневого оттенка: стрелку вели от внутреннего уголка, к центру её делали чуть толще, потом сводили на нет к внешнему уголку, но не выводили за край глаза. В макияже губ главным было не допустить даже намёка на вульгарность, поэтому использовали помаду нежно-розовых оттенков.
«Посмотрите на меня! Я — Мисс Вселенная!»
Конкурс в 1960-м был самым провальным за всю историю существования «Мисс Вселенная». Победительницей стала американка, сестра Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Это было неожиданностью даже для судей, поскольку новоиспечённая «Мисс Вселенная 1960» — 18-летняя mormon girl Линда Бемент — набрала минимальное количество баллов по сравнению с коронованными мисс прошлых лет. Кстати, это был единственный такой случай за всю историю конкурса: и оценки, и религия победительницы. С результатом 8,485 балла Линда Бемент обошла роскошную итальянку Даниэлу Бьянки, одну из самых известных james-bond-girl. Похоже, что победу ей обеспечило только некоторое сходство с Жаклин Кеннеди.
Жаклин Кеннеди как икона стиля «работала» для конкурса вплоть до 1965 года: и пусть коронованные «Мисс Вселенная» были лишь отдалённо похожи на первую леди, но прическу и макияж копировали исправно.
Миссвселенский «заговор»
В 1965 году коронованной «Мисс Вселенная» стала «неформатная» Апасра Хонгсакула из Тайланда, она была самой маленькой среди конкурсанток: при среднем росте участниц 170 сантиметров её рост был всего 164 сантиметра. Но вдруг оказалось, что это не помеха — она набрала достаточное количество баллов в каждом конкурсном отборе и попала в финал.
Пресса тогда писала: «…все судьи отмечали не только её экзотическую красоту и роскошные наряды, но и естественную элегантность и королевскую сдержанность. И именно это стало причиной…»
Бла, бла, бла… Лично я думаю, что решение короновать тайку было политическим. Таиланд выступал союзником США в войне с Вьетнамом: на его территории базировался один из флотов США и несколько американских авиабаз. Такая себе благодарность.
С другой стороны, этот выбор судей не противоречит тенденции «найди среди конкурсанток наиболее похожую на действующую икону стиля». В 1962-м году выходит первая серия знаменитой бондиады, экранизация книг Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. На экране блистает секс-символ 60-х Франции Урсула Андресс, первая в истории james-bond-girl. С этого момента подруги и напарницы Джеймса Бонда мгновенно становились всемирно известными, а благодаря художникам по костюмам и визажистам Голливуда появилось целое одноимённое направление для стилизаций. А ну-ка, кто не хочет быть похожим на девушку Бонда?
Эволюция? Ах, оставьте, — революция!
New Look Кристиана Диора и раньше критиковали за расточительность и неудобство, но в 60-е к критике добавились конкуренты, которые хорошо понимали, что нужно молодому поколению. Габриэль «Коко» Шанель говорила: «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает». Взлёт Шанель случился именно в 60-е — 14 лет (!) до этого мир моды, казалось, не замечал её.
Не исключая гениальность великой Коко, внезапный интерес к её творениям можно связать ещё и с двумя событиями: внезапной смертью Кристиана Диора в 1957 году и… введением ограничений на вес багажа при авиаперелётах (напомню, повседневный наряд от Диора весил около 4 килограммов, вечерний — все 30). К 1960 году объём перевозок авиакомпаний существенно вырос: у компании TWA, например, он составил более одного миллиона пассажиров в год. Теперь самолёт — просто ещё один вид транспорта: исчезли просторные салоны, появились ряды кресел, стало некуда девать юбки и шлейфы. Всё это было на руку Шанель.
Это была самая что ни на есть революция. Шанель будто создавала моду заново, совершенно не считаясь с тем, что принято, а что — нет. Коко избавила женщин от пышных многослойных юбок и корсетов, сложных сооружений на голове. Взамен предложила брюки, костюмы мужского типа и плиссированные юбки. С её легкой руки вошли в моду твид и трикотаж-джерси.
Коко дала жизнь нескольким вещам, которые не выйдут из моды никогда: маленькое чёрное платье, твидовый костюм, легендарная сумочка «2.55», духи «Шанель №5» и, конечно же, жемчуг. Её костюм — в некотором смысле интерпретация мужского делового костюма, в котором женщины могли выглядеть прекрасно не только на банкете, но и по пути на него — в том же самолёте, например.
Худая, худее и ещё худее
От высокой моды — к уличной. Точнее наоборот, потому что в 60-е именно улица создала главный тренд десятилетия, позже повлиявший на моду haute couture. Вчерашняя выпускница дизайнерского факультета Мэри Куант придумала мини, — и вот вам новый эталон женской красоты. Классический силуэт с роскошными формами и плавными линиями объявлен вне закона. В моду вошли привычные нашему времени модели с тщедушным телосложением. Мини требовало абсолютной стройности и идеальных длинных ног.
Высокая мода, усвоив мини, пошла дальше: 60-е — старт космической эры человечества (начало десятилетия — первый человек в космосе, конец — два первых человека на Луне) и рождение футуризма на подиуме. В моду ворвались психоделические образы, ненатуральность: на пике популярности — накладные ресницы, парики, шиньоны, бижутерия, синтетические ткани.
Революции не обходятся без крайностей. В случае с 60-ми стройность, продиктованная появлением мини, к концу десятилетия трансформировалась до образа анорексичной девушки-подростка со средним ростом 180 сантиметров и новыми стандартами — 90-60-90. В конце 50-х никто и представить себе не мог, что в роли «иконы стиля» пышнотелую Мэрилин Монро сменит заморыш Твигги, став олицетворением молодёжной моды целого десятилетия.
Шестнадцатилетняя англичанка Лесли Хорнби была прозвана Твигги (англ. — веточка, стебелек) за то, что при росте 169 см она весила всего 43 кг. В 1966 году Твигги, к тому времени известная фотомодель, была названа «Лицом года» по версии газеты Daily Express — это звание обеспечило её правом выйти на подиум. Средний рост большинства моделей тогда был 180 см, и некоторый объём сверху и снизу всё ещё приветствовался. Несмотря на это, хрупкая девочка-подросток с космически-огромными грустными глазами произвела фурор. Именно Твигги дала жизнь понятию «топ-модель»: фактически она и есть первая топ-модель в фешн-индустрии.
Безумие под названием «Твигги» продолжалось вплоть до 1970 года.
Макияж в стиле Твигги: на ровном, идеально подобранном тоне лица в буквальном смысле рисовали огромные глаза — мода позволяла накладывать невероятно много краски, как будто макияж делала маленькая девочка, не зная меры. Веки покрывали яркими перламутровыми тенями, на складку наносили более тёмные тени или рисовали линию по границе подвижного и неподвижного века, этим добивались эффекта «распахнутого» глаза. Далее в ход шла подводка, с её помощью проводили насыщенную линию вдоль верхних ресниц и заканчивали тонким «хвостиком». Ресницы красили обильно, покрывая их несколькими слоями туши, перед этим завивали. Практически всегда использовали накладные ресницы. Нижние ресницы подрисовывали подводкой прямо по веку — этим добивались «кукольности». Скулы слегка подчеркивали светлыми румянами. А помаду вообще придали анафеме — пользовались блеском, который придавал губам вид влажного детского рта.
В 60-е, с развитием телевидения, Голливуд теряет свои позиции. Большинство студий разорены или перепроданы иностранцам. Именно в шестидесятые начали выставлять на аукционы личные вещи звёзд — купальник Кларка Гейбла, лыжный костюм Греты Гарбо и туфли Джуди Гарленд. Это десятилетие стало последним для многих из звёзд Голливуда: в 1962 году — самоубийство (убийство?) великой Мэрилин Монро, в 1967-м в зените славы разбилась насмерть Джейн Мэнсфилд и скончался герой боевиков Монтгоммери Клифф. Был убит Рамон Наварро, найден мёртвым и окровавленным в собственном доме Шэрон Тейт, покончила с собой в лондонской гостинице звезда Голливуда №1, мать Лайзы Минелли — Джуди Гарленд. Золотой век Голливуда закончился, и рынок киноиндустрии заняло европейское кино. Режиссёры из Европы активно эксплуатировали голливудское оборудование и декорации. Фавориты зрителей — Италия и Франция.
А теперь взгляните на победительниц конкурса «Мисс Вселенная» после 1965 года.
Да, уважаемые, я бы хотела жить именно в 60-е: наверняка подстриглась бы коротко и носила мини-юбки, блюла бы фигуру, чтобы «не больше 50-ти», равняясь на яркое, новое явление в мире моды — худенькую девочку-подростка. И красила бы глаза точно так, как Твигги.
Но, как ни крути, внешне я больше похожа на Лайзу Минелли, жаль, что не пою так же 🙂 Минелли — икона следующего десятилетия.
О 70-х — через неделю.