Метро «Победа». Что за забором?
Денег на строительство 30-й станции Харьковского метрополитена «Победа» до сих пор нет. Нет средств и на укрепление котлована. Рабочие стараются поддерживать состояние станции: периодически выкачивают воду, следят за конструкциями и охраняют. Новое оборудование ржавеет. Что дальше?
«Как ни прискорбно, но тем не менее нужно отметить, что впервые за 44 года в этом году полностью остановлено строительство Харьковского метрополитена. Мы планировали закончить этот объект в 2012 году, и была реальная возможность. Но сейчас он построен где-то на 30% — освоено 120 миллионов гривень. Из них 100 — госбюджет, 20 — горбюджет. И строительство остановлено. И ровно год уже строительство не ведётся», — рассказывает Анатолий Кравчук, заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства.
«Это явление экстраординарное — и оно нас беспокоит с точки зрения нахождения такого громадного разрытого котлована в центре Алексеевского жилого массива, где рядом — коммуникации транспорта, электроэнергии, водоснабжение, газ и другие жизнеобеспечивающие коммуникации. Пока ещё таких чрезвычайных происшествий мы не наблюдаем, но все нормы строительства говорят о том, что этот котлован не может находиться больше года в таком состоянии. Подземное строительство должно быть закончено, котлован должен быть засыпан, и тогда весь конструктив будет находиться в нормальном состоянии», — объясняет Кравчук.
Обе площадки строительства не завершены. Почти готова лишь тяговая подстанция. Анатолий Кравчук называет её «сердцем метрополитена». Он показывает оборудование и признаёт: из-за вынужденного простоя техника ржавеет.
«Этот объект уникален с точки зрения своей геометрии. Протяжённость строительства открытого способа — около 600 метров, котлован такой длины, глубина — до 15 метров, ширина — 25 метров. Строится это всё открытым способом. У нас не было такого вида строительства. Поэтому его надо оперативно построить, закрыть и продолжать окончание объекта под землёй», — говорит Анатолий Кравчук.
На первоочередные работы необходимо 50 миллионов гривень.
«Если бы эти деньги были, мы бы в течение первого квартала выполнили монтаж конструкций подземных и сделали бы обратную засыпку этих конструкций, и тогда не было бы опасений о каких-то явлениях, которые могли бы здесь проявиться», — считает Кравчук.
Всего же, подсчитали в департаменте, для завершения строительства не хватает 400 миллионов гривень. Эти деньги метростроители ждут из госбюджета. Местная казна, считает замдиректора департамента, «не потянет».
«Есть заверения правительства. Бюджет рассмотрен 2013 года, но пока конкретно наша стройка там не фигурирует. По-видимому, там есть определённые статьи бюджета, фонды регионального развития, в которых, я думаю, будет решаться вопрос о выделении денег», — предполагает Кравчук.
«Мы ситуацию не нагнетаем, но и не занимаемся самоуспокоением или самоубаюкиванием. Ситуация такова, что это — не нормальное явление, оно должно быть решено, то есть нужно продолжить строительство. Сначала выполнить комплекс первоочередных задач, а потом поднимать вопрос об окончании строительства этого объекта в следующем году», — продолжает он.
Это с условием, если возобновить стройку как можно скорее.
«Всё будет зависеть от суммы выделенных денег, когда они будут выделяться, в каких пропорциях. Если будут выделены деньги, которые я назвал, мы в состоянии привлечь здесь строителей: не только метростроителей, а и другие строительные организации, — и мы гуртом построим объект», — уверяет Анатолий Кравчук.
Подрядной организации «Тоннельстрой», которая и на время простоя занимается обслуживанием станции, приходится работать за свой счёт.
«Мы рассчитались полностью с людьми за те работы, которые они выполняли в прошлом году. Но коллектив ждёт решения вопроса, мы теряем людей, люди уходят на другие стройки, работают в Москве, Киеве. Сейчас на станции работает 30 человек обслуживающего персонала. Нужно подавать электроэнергию, делать вентиляцию, откачку воды, всё это лежит на плечах подрядчика. Есть долг. В год это около 1 миллиона гривень — все работы, которые связаны с обслуживанием строительства. Сейчас они делают это за свои средства, но это бесконечно не может продолжаться», — делает вывод Анатолий Кравчук.