Вооружен и опасен. Самый большой в Украине арсенал боеприпасов
Балаклейский арсенал – до Харькова около 100 километров. Военные говорят: это самый большой в Европе арсенал, где хранятся боеприпасы. Огромная территория – почти семьсот гектаров, огромные возможности, но ни один из цехов утилизации сейчас не работает.
Сегодня тут – министерский день. Рабочая группа Минобороны проверяет, как на военных складах и базах соблюдают нормы – особенно, пожарной безопасности.
Охрана, на входе: Спички есть?
Корреспондент: – Нет! Обыскивают.
– Проходите!
Попасть на эту территорию даже с приглашением сложно.
Валерий Иващенко временно исполняющий обязанности первого замминистра обороны: «Снимать можно только там, где будет определено».
Прессу на территорию арсенала военные пускают с боем. Объект повышенной секретности – особенно в смысле антитеррористической безопасности. И даже после того, как руководство Минобороны дает добро, остается немало запретов: ни шагу – «туда, куда не нужно», ни кадра – «о том, что не нужно».
Дмитрий, пресс-центр Минобороны: «Ну, чтоб не попали в камеру, в объектив все эти закрытые объекты, которые нельзя…»
Ревизоры из министерства в Харьковской области – три дня. После событий в Новобогдановке и Лозовой смотрят, что нужно изменить, где проблемы с пожарной безопасностью, где вредные выбросы превышают норму.
Валерий Иващенко, временно исполняющий обязанности первого замминистра обороны: «Были слухи о выбросах, испарении меланжа в атмосферу. Эти выбросы, они не превышают минимально допустимых норм, выбросы не наносят вред окружающей среде».
Это военный чиновник – о базе хранения компонентов ракетного топлива в Шевченково. Там, по данным чиновников, находится 5 тысяч тонн меланжа – треть того, что есть в Украине. Это ядовитое вещество – раньше его использовали как окислитель ракетного топлива – во время взаимодействия, например, с древесиной или травой создает самовоспламеняющиеся пары. Если рядом есть топливо, говорят военные, – взрыва не миновать.
Базу в Шевченково Минобороны решило закрыть – но денег на утилизацию меланжа у государства нет.
Сергей Потапенко, заместитель начальника арсенала: «Утилизация приостановлена – после событий в Новобогдановке».
Подобная ситуация – и с обычными боеприпасами. В Балаклее их – больше 180-ти тысяч тонн. Рассчитан арсенал только на 150 тысяч. Передоз – но цеха, где до 2006-го года проходила утилизация, закрыты – теперь уничтожением боеприпасов занимается Минпромполитики.
Сергей Стороженко, вице-губернатор: «Вблизи, буквально рядом, большой город, большая государственного значения автотрасса, химические объекты – все это, безусловно, риск существования такого арсенала, особенно если идет речь о 23-процентной перегрузке его».
Андрей Артюшенко, начальник Центрального ракетно-артиллерийского управления командования сил поддержки ВСУ: «Боеприпасы, которые представляют реальную угрозу в случае чрезвычайного происшествия, при поражении разлете на дальность тут отсутствуют. Здесь хранятся артиллерийские припасы к пушкам артиллерийским, к минометам и стрелецкому оружию, а также элементы, из которых их собирают. Все!»
На меры пожарной безопасности – чтобы ситуация в Лозовой, когда огонь с мусорника перекинулся на боеприпасы, не повторилась, – государство выделяет в этом году аж 7 миллионов гривен. Местные чиновники удивляются: люди в Балаклее живут, как на пороховой бочке, – тридцать процентов всех украинских боеприпасов хранится вблизи ИХ домов. А деньги – чтобы заботится о пожарной безопасности – если и поступают, то в декабре, а не летом, когда чаще всего горит сухая трава.
Степан Масельский, председатель Балаклейской райгосадминистрации: «На мой взгляд, эти мероприятия, что они планируют, они недостаточные на сегодняшний день. Потому что бегать с косой и косить 350 гектаров территории – это на сегодняшний день, когда есть средства защиты, какие гербициды, которые бы уничтожили, сделали б черную там землю… Этих средств явно недостаточно».
Еще на одной базе – инженерных боеприпасов в Малиновке под Чугуевом – министерская комиссия нашла нарушения: там, мол, деревья так близко к складу, что даже провода цепляют. Приказали – исправить. Малиновскую базу ведомство оставляет, как и Балаклейский арсенал. Все остальные в регионе – должны быть ликвидированы.
Военный: «Всё, сняли, проходим!»
Смотрите – фоторепортаж.