Независимость по-харьковски: бусы, керамика, бандуры и кое-что из Непала
Празднование Дня Независимости за памятником Шевченко. Кто-то делал бандуры, кто-то сидел за гончарным кругом, остальные смотрели концерт.
Акция День варенья Украины в саду им. Шевченко. Первое, что бросается в глаза, — это мастер-класс от Харьковского кобзарного центра.
«Сейчас мы не делаем бандуры, потому что тонкую работу в таких условиях делать нельзя, – говорит мастер Константин Черемский. — Мы просто демонстрируем, как это происходит. Бандура традиционно делается из одного куска дерева, которое вырезается по определённой форме, после чего в нём вырезается полость. Для этого мы берём липу или бук. А потом, когда дело сделано, на корпус клеится накладка, традиционно её делают из хвойных пород дерева. В мастерской у нас есть для этого все нужные станки, а здесь мы показываем, как это делали в старину. В те времена бандуры изготавливали в основном слепые люди, и они же потом на них играли».
В нескольких метрах от мастеров-бандуристов семилетний Владислав Василина садится за гончарный круг.
«Гончары работают с жирной, вязкой глиной, — говорит ведущий мастер-класса гончарного искусства Виктор Зеленский. — Она должна проявлять свойства резины, не должна разваливаться. Для этого глина берётся недалеко от рек. Гончарный круг же тоже не так прост, как кажется. Хороший круг иностранного производства стоит не меньше тысячи долларов. Наши, конечно, значительно дешевле. Некоторые просто приспосабливают стиральные машины, но это не то. В гончарном круге, помимо электромотора, есть ещё и маховик, который должен быть тяжёлым, килограмм семьдесят. Тогда на круг можно будет бросать — а нужно именно бросать — большую массу глины, и он выдержит».
Владислав Василина вместе с мастером сделал подсвечник.
«Было интересно, — говорит Владик. — Только ждать пришлось очень долго, минут тридцать. Два человека было передо мной. Но это очень интересно».
Надежда Частина на глазах у публики делает из стекла бусы.
«Эти бусинки нежизнеспособны, — говорит она, — их разорвёт. Потому что бусы нужно остужать постепенно. После того, как они сделаны, их нужно поставить в камеру, воздух в которой разогрет до 350 градусов, а потом медленно и плавно охлаждать. Тогда стекло окрепнет, и из него можно будет делать украшения».
Всё это время за памятником Шевченко идёт концерт. Кто-то читает стихи, кто-то поёт, кто-то танцует, а Жанна Титаренко играет на дримбе.
«Это вообще-то дримба не украинская, а непальская, — представляет инструмент Жанна Титаренко. — Она состоит из кованого обода и язычка. Её прижимают к губам, и руками дергаешь за язычок, причём нужно аккуратно, потому что можно сильно ударить по зубам. А во время дерганья нужно как бы что-то говорить: можно грозно, и звук будет такой низкий, можно ласково, и звук будет другой. Я её купила на фестивале, полчаса постояла с продавцом, он мне показал, как на нём играть, у меня что-то получилось, и я стала играть».