Web Analytics

Александр Фельдман: «Я рассчитываю на то, что мы создадим собственный партийный проект»

Народный депутат Александр Фельдман не намерен возвращаться в бизнес и видит себя только в законодательной власти. И если харьковчанам так и не удастся создать свою партию, он уже знает, с кем ему идти на парламентские выборы – 2006. О том, почему харьковская группа так и не сформировала свою партию, имея финансы и сильных политиков, и как намерены парламентарии ликвидировать эти недоработки, Александр Борисович рассказал «Главреду».

– Александр Борисович, вы являетесь членом депутатской группы «Демократические инициативы». Войдет ли она в новое парламентское большинство или же примкнет к оппозиции?

Александр Фельдман: Я не думаю, что группа будет занимать необъективную позицию. Мы еще не знаем, как будет работать новое правительство. Я категорически против высказываний о том, что кто-то намерен заранее быть в оппозиции. Это не конструктивный ответ, а больше политический, но не разговор по делу. Как можно быть против того, чего не знаешь?

Мы не будем в оппозиции, а собираемся работать с правительством в тех вопросах, которые пойдут на пользу стране и народу, особенно в социальной сфере. И будем критиковать то, что будем считать неправильным в действиях правительства.

– Но если группу не устроит программа, предложенная новым правительством?

Александр Фельдман: Мы будем предлагать коррективы к ней. И вот возможно тогда по некоторым вопросам будем в оппозиции. Но программа правительства не может быть составлена на сегодня кому-то во вред. После революции правительство, как никогда, должно выполнить свои обещания перед украинскими гражданами. Наш народ наконец-то дождался того, что правительство обернулось к нему лицом, и это стало следствием жесткой борьбы двух кандидатов за власть.

– То есть мы можем однозначно сказать, что «Деминициативы» не уйдут в жесткую оппозицию?

Александр Фельдман: Мы не будем в жесткой оппозиции. Мы разговаривали с Юлией Владимировной на фракции, поддержали ее кандидатуру и всячески будем помогать правительству.

– В нынешний состав парламента пришло много сильных политиков – ваших земляков из Харьковского региона. Среди них много народных депутатов – бизнесменов, которые могут себе позволить создать и содержать партию. Почему этого не произошло до сих пор?

Александр Фельдман: Потому что в Харькове очень сильные люди сами по себе. Они пришли самостоятельно – каждый по своему пути. Они настолько сильны и независимы, что только нам – «Демократическим инициативам» – удалось собрать значительную часть харьковских депутатов, остальные просто разошлись по фракциям и различным объединениям. Это не значит, что они не работают для Харькова, просто сложно собрать их всех вместе. У нас не было слабых депутатов от Харькова, но то, что мы сильные, и помешало нам объединиться всем сразу.

– Скажите, несмотря на принадлежность к разным фракциям удается ли депутатам-харьковчанам работать слажено? Например, голосовать за те или иные законопроекты?

Александр Фельдман: Думаю, когда вопросы касаются Харькова, все депутаты, несмотря на партийную принадлежность, работают для своего региона и своей страны. У меня была идея создать в парламенте межфракционное объединение депутатов от Харькова. Пока она не увенчалась успехом, потому что, повторюсь, у нас сильные самостоятельные политики. Как говорят, «у каждого Абрама есть своя программа».

– Чем бы эта группа отличалась от уже существующих «Деминициатив»?

Александр Фельдман: У каждого свои политические взгляды: некоторые видели себя с одними политиками, другие находили себя в оппозиции, но не реализовывались как харьковская группа. Они, в первую очередь, хотели реализовать себя как политики. И мне кажется, что более или менее всем им это удается.

– Можем ли мы ожидать появления прохарьковской партии в самом ближайшем будущем?

Александр Фельдман: Я считаю, что Харьков может создать свой партийный проект и получить что-то от него, но это не государственный подход. Партия должна опираться не только на свой регион, а на всю страну. Подобных идей высказывалось очень много, и в «Деминициативах» зреет такой проект. Будет ли он реализован, покажет время. Но я считаю, что создание партии на базе одного региона – ошибочно.

– Успеете ли вы создать партию для участия в парламентских выборах 2006 года?

Александр Фельдман: Мы живем в очень тяжелое, но интересное время. Сегодня необязательно запускать новые проекты. В Украине есть достаточное количество уже зарегистрированных партий со стажем работы 5-9 лет, которые нуждаются во вливании «свежей крови», финансов, в усилении партийной инфраструктуры. Мы можем пойти по пути раскручивания старых партий.

– То есть, попросту купить бренд?

Александр Фельдман: Да.

– Вы можете назвать партии, которые могут быть использованы для этих целей?

Александр Фельдман: Нет. К сожалению, это пока является тайной.

– Скажите хотя бы какого направления – левого, центристского…

Александр Фельдман: Это будет центристская партия. Может быть, с левым уклоном. Для меня как политика ближе центристская партия.

– Кто ее может возглавить? Есть лидер, который бы мог объединить харьковских политиков?

Александр Фельдман: Трудно сказать. Сегодня стремительно меняется ситуация. До выборов Харьков идентифицировали с губернатором Евгением Кушнаревым. Но сегодня назначен новый руководитель региона - личность достаточно сильная и авторитетная в Харькове.

Кроме того, лидер «Деминициатив» Степан Богданович Гавриш тоже является сильной личностью. Сейчас продолжается процесс обдумывания, а перегруппировка сил, возможно, произойдет через 2-3 месяца. На сегодня все переживают определенный шок, даже ступор. Они должны привыкнуть к сложившейся ситуации, понять и найти свое место. Поэтому говорить о ком-то конкретно трудно. Да и желающих очень много.

– Как вы оцениваете назначение нового губернатора Харьковской области? К его мнению будут прислушиваться в регионе?

Александр Фельдман: Арсен Аваков - сильный и самостоятельный бизнесмен. Он давно работает в Харькове, входит в исполком горсовета, обладает медиаресурсами. Я уверен, что к его мнению будут прислушиваться.

– А в каких вы отношениях с новым губернатором? Ожидаете ли вы каких-то репрессий в отношении себя?

Александр Фельдман: Я со всеми в хороших отношениях. Арсен Борисович, как и я, является жителем города Харькова, очень любит и гордится своим регионом. У нас обыкновенные дружеские отношения. Он по-своему возрождал город, отстраивал, создавал новые рабочие места. Я делал то же самое. Мы никогда не работали вместе, но шли всегда параллельно.

– Но мы наблюдаем и обратный процесс. Например, Олег Каратуманов вышел из фракции СДПУ(о) и вернулся в «Деминициативы»…

Александр Фельдман: Это вполне объяснимо. Наша депутатская группа постоянно работает над тем, чтобы пополнить свои ряды. К нам вернулся Олег Каратуманов, которого мы постоянно об этом просили. Продолжаем работать и с другими харьковскими депутатами. Сильный и перспективный политик Михаил Добкин очень тяготеет к нашей группе, но пока работает довольно успешно во фракции СДПУ(о). Если его все будет устраивать, он останется там, если же будет рассматривать другие варианты, то мы рады будем видеть его у себя.

Движения идут. Сегодня непростая ситуация - они должны думать о 2006-м годе. Кто бы что ни говорил, но парламентские выборы уже начались. В мыслях и бессонных ночах… Поэтому формирование группы идет с акцентом на парламентские выборы. Все уже думают об этом и спрашивают, а куда ты идешь, когда пойдешь, с кем себя видишь…

– Что может вас заставить уйти из политики? Например, вернуться в бизнес?

Александр Фельдман: Я пока не вижу таких причин. Сейчас идет борьба за улучшение жизни нашей страны, и я готов многое сделать для этого. В бизнесе, наверное, все что мог, я уже сделал. К тому же есть хорошая команда единомышленников, которая продолжает начатое мной дело. Я не вижу себя пока в бизнесе и намерен остаться в политике. Я вижу себя в законодательной власти. Ко мне поступало много предложений перейти из комитета пенсионеров и ветеранов в другой комитет, но я отказался. Может быть, в следующем созыве буду работать в комитете по правам человека.

– Если не будет создана партия, каким образом вы намерены идти в парламент в 2006 году?

Александр Фельдман: Я буду идти в парламент, и войду в какую-то партию. Я намерен найти такую партию, которая нацелена на работу с правительством, на реализацию социального бюджета, на улучшение жизни людей, формирование среднего класса. Если в нашей стране с моей помощью вырастет средний класс – я буду только рад, что принимал в этом участие.

– В таком случае, какие партии вам наиболее импонируют?

Александр Фельдман: На сегодняшний день интересное дело делает спикер парламента Владимир Литвин. Он пытается из Народной аграрной партии сделать Народную партию Украины. Я присматриваюсь к этой партии. Меня также интересует и Социалистическая партия Александра Мороза. И все же я рассчитываю на то, что мы создадим собственный партийный проект.

– С вашим именем связывают концерн «АВЭК». Много писали о том, что его поддерживал Евгений Кушнарев. В частности, именно его решением рынок из центра Харькова был перенесен на территорию рынка «Барабашово», принадлежащего концерну.

Александр Фельдман: Действия Кушнарева имели отношения к Торговому центру «Барабашова» только на начальном этапе. Когда закрылся рынок в центре Харькова в связи с реконструкцией центра города, к тому моменту был готов рынок «Барабашово», и людей перевели на готовое место. На этом вся работа Кушнарева закончилась, но у него было достаточно врагов, которые всячески муссировали эту ситуацию.

К тому же, мы ничего не приватизировали, не переводили в свою собственность, ничего не покупали. Мы получили бросовый участок земли, на котором более 80 лет была свалка. И вот на этом пустыре мы построили торговый центр, который дает немалый доход городскому бюджету. С торговым центром, так или иначе, связана жизнь каждого третьего харьковчанина. Вот эти значимые вещи были упущены. Мы построили практически город в городе. Естественно, это вызывает зависть: наш торговый центр – самый крупный в Украине, хорошо зарабатываем как мы, так и люди, которые у нас работают.

На маленьком заводе, который изготовляет трактора или танки, одна сделка может принести больше денег, чем торговый центр дает прибыли в течении года. Такие сделки невидимы постороннему взгляду, их не обсуждают. Мы же как на ладони.

– Вы можете подтвердить или опровергнуть информацию о том, что концерн «АВЭК» финансировал избирательную кампанию Виктора Януковича?

Александр Фельдман: Абсолютная неправда. Мы никогда не финансировали ничью кампанию и никогда это делать не будем.

– Почему?

Александр Фельдман: Потому что это неправильно. Если бы я сам шел на какие-то выборы, то имел бы право обращаться за финансированием к концерну. У меня никто никогда не просил денег на финансирование избирательных кампаний. Ни в 1999 году, ни в 2004-м. Я был доверенным лицом Виктора Федоровича Януковича. Мне предложили, я согласился и честно отработал полностью до последнего дня. Собрал большое количество его сторонников, но моя деятельность не сопровождалась финансированием штабов.

– Как вы считаете, почему Виктор Янукович проиграл выборы? В чем были главные ошибки работы его штаба?

Александр Фельдман: Была очень завышена самооценка его штаба. Штаб, скорее всего, решил, что он уже выиграл избирательную кампанию еще до того, как начал ее проводить. Они пропустили огромный пласт – молодежь – и не ожидали такого сопротивления оппозиции. А оппозиция готовилась к этому давно, причем готова была на самом высоком уровне. Как бы я ни относился к кому-либо, я преклоняюсь перед тем уровнем организации процесса, который был у оппозиции. Теперь очень важно, чтобы она доказала свою состоятельность тем людям, которые за ней шли. Люди вышли на улицы и добились своего. Не могут же они делать это каждый раз, если им что-то не понравится. В таком случае в стране будет хаос, каждый будет считать, что судьбу государства можно вершить на площадях. Это очень опасно. Все должно решаться в юридическом и демократическом пространстве.

– С кем из харьковских политиков вы тесно общаетесь?

Александр Фельдман: Абсолютно со всеми. Я не могу кого-то выделить, поставить ближе, кого-то отодвинуть дальше.

– Что вы больше всего цените в людях?

Александр Фельдман: Есть много качеств, которые я ценю в людях. Не приемлю только ложь, предательство и жадность.

– Не приемлите настолько, что можете не общаться с такими людьми?

Александр Фельдман: Не общаться – это означает самоустраниться от помощи человеку избавиться от этих недостатков. Но не общаться я могу с людьми, которые выходят за рамки человеческого понимания. Когда человек с трибуны говорит, что надо запретить еврейство в России, вряд ли его можно назвать здоровым. Со всеми остальными надо разговаривать, переубеждать, пытаться их сделать лучше. Есть такая поговорка, по которой я живу: «Мир невозможно изменить, но человек не имеет права это бросить».

– В свое время вы передали ФК «Металлист» Александру Ярославскому. Вы не считаете это желанием приобрести команду, чтобы быть на равных с другими олигархами – у Григория Суркиса «Динамо», у Рината Ахметова – «Шахтер»…

Александр Фельдман: Считаю это вполне нормальным желанием. Это амбиции человека, который зарабатывает деньги. А здоровые амбиции - это очень хорошо. Лишь бы то, что делает человек, шло на пользу обществу. Например, в свое время я восстановил «Зеркальную струю» - архитектурный символ Харькова, который разрушался десятилетиями. Да, это был амбициозный проект. Да, мне хотелось выделиться. Но разве это плохо? Все только выиграли.

По материалам Главреда.

© 2023, NGO Mediaport 20