Web Analytics
Особые сказки для особых детей. В Харькове записывают диск для незрячих малышей | MediaPort

Рисовать голосом. В Харькове готовят проект «Особые сказки» – 36 аудио уроков для детей, которые видят плохо или не видят вовсе.

Сказкотерапия здесь, в Центре для незрячих, – в расписании уроков. Дети входят в класс – по «болоту», через волшебные ворота.

Педагог включает диск: «Все приготовились слушать, сказка называется «Времена года».

– Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки, птички… а на следующий день – холод, снег, все погибает…

Рассказать детям, как выглядит зима, какой величины море и как это, когда опадают листья. Случайному слушателю этот диск покажется обычным сборником детских сказок. Нет, убеждают педагоги центра «Ступени преодоления», – над текстами работали психологи.

Педагог идет с корзинкой по ряду: «Я вам буду давать корзиночку, каждый будет вытаскивать что-то внутри, говорить, что это и описывать. Доставай, что тебе нравится. Что это?»
– Буляк!
– Буряк, правильно.
– Дальше, Аленка. А что это?
– Яблоко.
– Яблочко, молодец.

Актеры в студии перед микрофонами

Актриса: «Скоро выходные, и мы будем с тобой целый день!..»
Актер: Где это? Где?
– Вот, вот.
«…А теперь постарайся заснуть… Сыночек, постарайся заснуть…»

Над диском «Особых сказок» работали двадцать пять харьковских актеров – театры русской и украинской драмы, кукольный, театр детей «Тимур».

Елена Мосиенко, режиссер проекта, актриса театра им. Пушкина: «Дело в том, что если ребенок не видит, он должен мир этот ощущать. Через музыку, через шелест травы, о котором ему рассказывают. Через цветы, о которых ему рассказывает актер».

Алексей Рубинский, заслуженный артист Украины: «Чтобы художественными образами создать картину – причем, зримую картину. Тем более, если человек не видит, так это тем более важно – именно живописать словом».

Директор радиостанции, где записывали диск. Она же – Фея сказок. Руководители проекта говорят, это голос, которому хочется верить. Особенно, если речь идет об особых детях.

Лариса Татаринова, Фея сказок, директор радиостанции: «Может быть, литературная часть сказки несколько хромает, но не в этом дело, наверное. Дело в том, что миссия, которая заложена в этот проект, она должна быть выполнена».

Маленькая Таня – она приехала из села Белый Колодец Волчанского района – перед интервью просит разрешения потрогать микрофон. Спрашивает, не горячий ли он. Потом переключается на руки.

(девочка щупает ногти) «Ого! Как у Вас такие ногти выросли?! Надо обрезать, такие большие! Знаете, почему?»
– Сколько тебе лет?
– Уже пять.

Педагоги объясняют: для Тани дотронуться до рук чужого человека – как для обычного ребенка рассмотреть собеседника.

– Какая тебе больше всего понравилась сестричка из времен года?
– Лето мени понравилось.
– А почему?
– Потому что я люблю гуять, купаться, загоять…

Дошколята – здесь дети со всей Украины – после сказки о временах года учатся описывать лето, весну, зиму и осень. Они совсем по-другому воспринимают мир, объясняют педагоги. Если обычный ребенок скажет, что весна – зеленая, то для шестилетней Вероники (у нее зрение – 5 процентов из 100) – она другого цвета.

Вероника, 6 лет: «Желтая, то что цветочки распускаются, все желтые, желтые все цветочки…»

Не только объяснить, как выглядит небо или почему снег белый. У особых детей – особые психологические проблемы, говорит руководитель проекта Владимир Носков. Каждая сказка – отдельный урок.

Владимир Носков, руководитель проекта «Особые сказки»: «Например, эгоизм. Например, зависть. Например, вот ущербность. То, что… почему я такой, они другие, и почему мы не в равных ситуациях находимся? Кому-то это более дается – видящему человеку, а у меня вот так вот всё, почему меня судьба обделила…»

Валентина Бутенко, директор центра «Ступени преодоления»: «Когда он в семье, его все гипер-опекают, он вот такой весь больной, родители пытаются всё за него делать. И ребенок вырастает чаще всего эгоистом. Он не ценит помощь, он не умеет дружить, он плохо общается с другими детьми».

Тонкая грань: с одной стороны задача таких сказок – не дать незрячему ребенку вырасти самовлюбленным эгоистом, с другой – научить верить в свои силы, не чувствовать себя хуже остальных.