«Научная фантастика». Градсовет одобрил проект генплана Харькова
До 2031 года в Харькове должны появиться 11 новых станций метро и новые дома. А трамваи из центра города могут исчезнуть. Общественные слушания по изменениям в генплан городские власти решили не проводить.
Проект изменений в генеральный план Харькова подготовил Украинский государственный научно-исследовательский институт проектирования городов «Гипроград», город Киев. Сегодня проектировщики защищали свои предложения перед членами архитектурно-градостроительного совета.
Выступление докладчики начали с демографического прогноза. Точнее — сразу с двух прогнозов: оптимистического и реалистического.
Оба варианта «Гипроград» разработал совместно с Институтом демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины. По обоим расчётам, население Харькова будет сокращаться. По оптимистическому прогнозу, в 2031 году в Харькове будет жить 1 миллион 410 тысяч человек (сейчас проживает 1 миллион 464 тысячи). По реалистическому прогнозу, жителей будет ещё меньше — 1 миллион 314 тысяч.
Для тех, кто останется жить в городе, архитекторы спланировали дополнительные 9 миллионов квадратных метров жилья. Из них 2,4 миллиона квадратных метров придётся на «усадебную застройку». В 2003 году, когда утверждался генплан, разработчики прогнозировали уменьшение частного сектора в городе. Но прогнозы пришлось скорректировать.
Владимир Токарь, начальник архитектурно-планировочного управления института «Гипроград»: «Мы прогнозировали в 2003 году, что Харьков будет осуществлять снос жилого фонда. К сожалению, этого не произошло. Но вы сами понимаете, как строить многоквартирное жильё и сносить усадьбы. С какими судами, протестами это связано».
Архитекторы предлагают застраивать земли, где находились промышленные предприятия или участки, принадлежавшие Министерству обороны. По проекту изменений, 45 гектаров должны отвести под застройку домов в Ивановской промзоне, 23 гектара — на Полтавском шляхе, 13 гектаров — на месте бывшего завода «Серп и молот» на Московском проспекте.
Начальник сектора транспортных сетей «Гипрограда» Дмитрий Жуков представил своё видение развития городского транспорта.
В будущем проектировщик «разглядел» строительство четвёртой линии Харьковского метрополитена. Она соединит Холодногорско-Заводскую и Салтовскую линии и пройдёт от станции «Имени Советской армии» до «Героев Труда». По плану архитекторов, в Харькове всё-таки появится станция «Победа», которую начали строить в январе 2011-го и к декабрю 2012 года успели возвести на 30%. Кроме станции «Победа», на Алексеевской линии авторы проекта узрели станции «Державинская» и «Одесская» (их строительство есть в Программе развития и строительства метрополитена на 2012—2015 годы).
Верят архитекторы и в продолжение Салтовской линии: по их плану, появятся станции «Имени Урицкого» и «Дружбы народов». А Холодногорская линия пополнится станциями на Залютино и Рогани. Всего же, по планам архитекторов, должно появиться 11 новых станций.
На Залютино, кроме метро, должна появиться новая автостанция. Запланированы ещё две — на перекрёстке проспектов Людвига Свободы и Победы и на перекрёстке Салтовского шоссе и окружной дороги.
Изменения в генплан предусматривают и «уборку» трамвая из центра города. Всего проектировщики предлагают убрать 18 километров путей. Например, пути с улицы Красноармейской перенести на улицу Малиновского. Взамен убранных архитекторы обещают 20 километров новых путей: по улицам Морозова, Плиточной, Чкалова. А в центре города вместо трамвая пустить троллейбус.
Обсуждать такие перемены с жителями города власти не планируют. На вопрос, будут ли изменения в генплан выноситься на общественные слушания, главный архитектор города Сергей Чечельницкий ответил так: «Мы опубликовали все объявления. Если бы были вопросы и прочее. Но вопросов не поступило, поэтому считается, что общественные слушания прошли».
Минуя стадию слушаний, городские власти хотят вынести вопрос на согласование депутатов. Изменения в генплан должны утвердить депутаты городского совета, рассказывает Чечельницкий.
Из этого плана в первую очередь будут осуществлять то, на что хватит денег, объясняет главный архитектор города. Но, говорит он, хотелось бы начать с ремонта дорог, строительства развязок и парковок.