Налетай – торопись, проверяй живопись. Областные власти собираются проверить запасники музеев
Что хранится в харьковских музеях? Все ли ценности на месте и не появились ли в запасниках подделки? Областные власти заинтересовались искусством.
Поводов несколько. Перестрелка в Пархомовке, когда двое мужчин пытались ограбить Пархомовский историко-художественный
музей. Грабители покушались на два произведения, был ранен охранник. Кража не удалась, грабители сейчас в СИЗО.
Три года назад несколько полотен из Харьковского художественного музея оказались в Администрации Президента Кучмы.
И собственные воспоминания губернатора.
Арсен Аваков, председатель облгосадминистрации: «Я, будучи еще студентом, с удовольствием ходил любоваться коллекцией фарфора, которая была у нас в музее, семьи Шпектор. Сейчас, как я понимаю, коллекция поредела. В запасники спустили? А если нет?!»
Харьковский художественный музей. Зал фарфора. Знаменитая коллекция Екатерины Шпектор. Фарфор из императорских домов. Начало прошлого века. «Дама в черном» – автор неизвестен, но, утверждает хранительница коллекции Татьяна Литовко, лепили фигурку с императрицы Марии Александровны, жены Алексанра Второго.
Татьяна Литовко знает историю каждого экспоната коллекции – их около тысячи. В выставочном зале – не больше двухсот. Остальные, действительно, убрали в хранилище. В целях безопасности.
Татьяна Литовко, зав. отделом декоративного искусства: «Вообще такого оборудования я в музеях не видела, даже в самых, самых провинциальных. Эти стекла, они уже давно угрожают, как экспонатам, так и посетителям».
В зал выставили лучшее, объясняет заведующая. Отобрать было сложно. «Трое пьяных», работа конца 19-го века. Нетрадиционная. В то время фарфоровая фигурка была модным дипломатическим подарком, «пьяницы» – скорее шутка мастера.
В начале двадцатого века подарки стали функциональнее. «Девушка у зеркала» – на самом деле шкатулка, «Пушкин» – чернильница. Фарфор идеологически выдержанный: «Обсуждение сталинской конституции в колхозе «Узбекистан», 37-й год.
Статуэтки, декоративные тарелки, флаконы для духов, подсвечники и бубенцы. Проверить фарфор на подлинность почти невозможно, говорит Татьяна Литовко. Подсчитать – запросто. Сомнения губернатора она воспринимает как личную обиду.
Татьяна Литовко, зав. отделом декоративного искусства: «Подобиделась, наверное, не то слово, это несправедливые обвинения. Очень было бы хорошо, если бы нас не только проверяли, но и сопереживали нашим проблемам. Помогали».
Проверок в музее не боятся, инвентаризация – часть музейной жизни. Все – по протоколу учета и хранения, с сарказмом рапортует Татьяна Литовко, каждая фигурка на счету, даже самая миниатюрная. Но проверку в музее все-таки ждут. Даже с нетерпением.
Хотят показать чиновникам уникальную коллекцию фарфора полностью: часть в подвале, в разбитых шкафах, часть в зале – в торговых витринах, вместо специальных музейных.
Татьяна Литовко мечтательно листает западные каталоги музейного оборудования. Достойная фарфора витрина – пять тысяч евро. Таких, чтобы выставить всю коллекцию, нужно не меньше 30-ти.