Накануне битвы за «Оскары»: «Аватар» против «Повелителя бури»
В воскресенье состоится самое значимое событие в мире кино: будут вручены награды Киноакадемии США.
Накануне вручения наград издание The Independent опубликовало материал «Битва за «Оскары»: все, что важно знать о главном дне года для киноиндустрии»:
Складывается впечатление, что мы накануне важного матча по боксу. Команда претендента поносит фаворита, стараясь посеять сомнения у его болельщиков. Команда фаворита платит той же монетой. Пресса старательно раздувает конфликт, стараясь заинтриговать аудиторию и выстроить увлекательный сюжет вокруг события, которое само по себе было бы недостаточно эффектным. Итак, ожидается, что главная схватка за «Оскар» развернется между супертяжеловесом «Аватар» и дерзким аутсайдером «Повелитель бури», – пишет автор статьи. «Аватар» был признан лучшим фильмом на «Золотом глобусе», но «Повелитель бури» расквасил нос сопернику, отхватив несколько других премий, в числе которых Bafta.
Следовало бы ожидать, что сами кинематографисты будут выше мелочных перетягиваний каната и перебранок между пресс-атташе и обозревателями. Однако кинематографисты все чаще сами затевают дрязги. Один из продюсеров «Повелителя бури» Николас Картье разослал киноакадемикам письмо с призывом голосовать за его картину, а не за «фильм за 500 миллионов», как он выразился. Киноакадемия наказала Картье, запретив ему присутствовать на церемонии награждения в воскресенье.
Трудно возмущаться тем, что независимый продюсер лоббирует свой фильм с бюджетом 15 млн долларов, пытаясь состязаться с могущественным «Аватаром», замечает издание. По мнению газеты, Картье в чем-то прав: номинации на «Оскар» нынешнего года заостряют внимание на колоссальной пропасти между крупными голливудскими студиями и независимыми продюсерами. Бюджеты картин, номинированных в категории «Лучший фильм», разнятся в сотни раз.
В кинопроизводстве американские студии делают ставки на зрелищность, надеясь таким путем заманить зрителей в кинотеатры. Но при награждении премией «Оскар» фильмы с мультимиллионными бюджетами становятся жертвами снобизма, утверждает автор. В последний раз такой фильм – «Возвращение короля» Питера Джексона – был признан лучшим в 2003 году.
В контексте независимого кино новейшая история «Оскара» выглядит противоречиво, продолжает обозреватель газеты. Как ни парадоксально, в период, когда студии закрывали или сокращали свои нишевые подразделения, картины таких компаний, как Miramax и Paramount Vantage, набирали все больше номинаций на «Оскар». Многие наблюдатели сочли, что растет пропасть между «кассовыми» и «оскароносными» картинами. Наверняка поэтому телеаудитория церемонии вручения в 2008 году уменьшилась до рекордно малой отметки, замечает издание. Теперь же Киноакадемия расширила список номинантов, чтобы снискать симпатии массовой аудитории, которую отталкивает мрачная и сложная продукция независимых.
Теоретически судьба независимого кино сейчас кошмарна, говорится в статье. На рынке DVD безудержный спад, американские студии более консервативно отбирают фильмы независимых для дистрибьюции, с финансированием и предварительными продажами за рубежом очень сложно. «Глупые», как выразился Николас Картье, деньги инвесторов практически исчезли. Однако среди номинантов на «Лучший фильм» 2010 года предостаточно независимых – от «Серьезного человека» братьев Коэнов до «9-го района» Нила Бломкемпа. Некоторые тренды играют на руку независимым. В Голливуде воцарился режим экономии: крупные студии делают меньше фильмов и урезают гонорары звезд, так что актеры и режиссеры все больше ориентируются на сектор независимого кино, где к тому же ставятся более интересные художественные задачи.
Автор: Джеффри Макнэб, Independent
Перевод: Inopressa.ru.