На велосипеде – на работу
На велосипеде – на работу. Это – девиз харьковского велопробега. В Европе, шутят участники, такие акции проходят ежедневно – утром и вечером. В Харькове – это пока недостижимая мечта. В городе нет ни стоянок для велосипедов, ни безопасных дорожек для велосипедистов.
Восемь утра. Памятник Солдату возле станции метро «23-го Августа». Место встречи участников и старта велопробега. Под двумя короткими лозунгами – 156 велосипедистов. Перед стартом – короткий инструктаж.
Организатор: «На светофорах на красный свет останавливаемся, на зеленый едем».
Это элементарное правило движения велосипедисты соблюдают редко. Нервы не выдерживают, объясняют участники пробега.
Константин Сиренко, велосипедист: «Постоянно красный свет зажигается перед носом, потому что светофоры оптимизированы под скорость движения автомобилистов, чтобы создавать им зеленую волну».
Переделать светофоры под велосипедистов или установить специальные – как в Европе. Плюс расчертить велосипедные дорожки – между тротуаром и проезжей частью – для безопасности. Это – основные требования участников пробега.
Сергей Гладков, тренер по легкой атлетике: «Прежде всего, хочется чувствовать себя защищенными на дороге, потому что водители, к сожалению, не очень нас уважают».
Еще одно препятствие для «зеленого транспорта» – безопасность самого велосипеда.
Анастасия Носич, велосипедистка: «Есть проблема с тем, где оставлять велосипед, потому что даже если бы были бесплатные стоянки велосипедные, все равно могут украсть, поэтому нужно, чтобы были платные охраняемые стоянки. И душ».
В идеальных – то есть европейских условиях – велосипедист едет на работу по специальной дорожке, оставляет велосипед на специальной стоянке, принимает душ в офисе и переодевается из спортивной одежды в рабочую.
В Харькове, сетуют участники пробега, нет ни одной из перечисленных возможностей. А главное – велосипед как транспортное, а не спортивно-развлекательное средство пока не воспринимают сами харьковчане.
Михаил Калужинов, организатор велопробега: «Я, например, езжу на велосипеде на работу, а люди просто стесняются, думают: что это я как маленький буду ездить на велосипеде, – нет, здесь все взрослые люди, все работают,… студенты есть».
На финише – возле памятника Ленину – встреча с начальником городского управления физкультуры и спорта. Конкретную дату, когда в Харькове появятся велодорожки и стоянки городские власти назвать не могут.
Виктор Христоев, начальник городского управления по вопросам физкультуры и спорта: «Это очень большие деньги. Очень большие. На одном предложении мы остановились – если будут реконструироваться дороги. Когда мы это сделаем, будет распоряжение городского головы, чтобы удовлетворить требования и участников велосипедного движения».
«Велосипед – зеленый транспорт будущего»: это фраза – единственное, чего дождались харьковские велосипедисты от чиновников, сетуют участники пробега. Ко Дню Харькова городские власти предлагают устроить еще одну акцию – праздничную, а не с требованиями. Велосипедисты обещали подумать.