На уроках этики харьковские школьники учатся культурно общаться в интернете
Со второго полугодия все школы Харьковской области должны были ввести новый предмет – этику. Учителя – историки, филологи и правоведы специально проходили переподготовку в Харьковском областном научно-методическом институте непрерывного образования. Там методисты обучали преподавателей, как правильно вести уроки этики у пятиклассников. Новые учебники по этому предмету появились в школах совсем недавно, только в декабре.
Этика – предмет проблемный. Не только содержательно, но и организационно. Первая партия учебников в школы пришла вовремя, но книг было мало. Вторая партия появилась с задержкой на полгода, зато учебников хватило всем.
Оксана Святокум, методист: «Поскольку возникли определенные проблемы и с обеспечением учебниками, и с подготовкой учителей, то Министерство образования и науки разрешило, учитывая трудности вводить этот предмет со второго полугодия, со второго семестра. Но многие харьковские школы нашли возможность, и этика появилась в расписаниях с сентября».
Педагогов преподавать новый предмет учат в институте непрерывного образования, курс длится неделю. Среди тем есть даже культура общения в интернете. Общаться в чатах и icq, уверены методисты института, тоже надо культурно.
В школе №105 этику преподают еще с первой четверти.
Нина Прокопова, учитель этики: «Я теж збирала матеріали для уроків так, щоби дітям було цікаво. Користувалася і журнали «Дивослово», і журнал «Завуч», і журнал «Історія в школах України». Ці журнали публікували і цікаві уроки, і цікаві матеріали до уроків етики».
В расписании пятиклассников урок этики – один раз в неделю. Детям, делится Нина Прокопова, больше всего нравится игра «волшебный микрофон», когда школьники по очереди рассказывают что-нибудь на заданную тему.
Лиана Кононыкина, ученица 5-го класса: «Багато повторюємо про мораль і про поведінку, і теми у нас про культуру, про взаємовідношення, про справедливість, про людяність».
Евгения Сагорева, ученица 5-го класса: «На цьому уроці розмовляється про те… про допомогу, про друзів, а це дуже важливо в суспільстві, коли розмовляєш з кимось».
Еще один педагогический прием: пятиклассники вспоминают пословицы и поговорки, в которых упоминаются этические нормы. Учиться на примерах про колодец, в который нельзя плевать, и камень за пазухой – и легко, и интересно.