На площади Свободы прошел заключительный концерт конкурса дирижеров Вахтанга Жордания (обновлено)
Симфонический оркестр харьковской филармонии в воскресенье играл на площади Свободы. Концертом под открытым небом закончился Международный конкурс дирижеров, который каждый год в Харькове проводит известный музыкант Вахтанг Жордания. Бывший харьковчанин, Жордания сейчас живет в Америке и как дирижер выступает с оркестрами почти всех столиц мира. Кульминация концерта – увертюра Петра Чайковского «1812-й год». Композитор написал ее к открытию храма Христа-Спасителя в Москве. И однажды даже лично дирижировал ею в Харькове. Увертюра «Тысяча восемьсот двенадцатый год» одно из самых популярных классических произведений. Ее играли даже музыканты из группы «Deep Purple».
На площади Свободы – парад дирижеров. Выступают три финалиста конкурса Жордания и один ученик Маэстро. Каждому на выступление – не больше получаса. В программе: Чайковский, Глинка, Россини и снова Чайковский. По одному произведению на каждого дирижера. В этом году среди финалистов конкурса – ни одного украинца. Первая премия – у дирижера из Сербии, вторая – у уругвайца, третья – у дирижера из Нижнего Новгорода. Евгений Кириллов, на конкурсе Жордания – не новичок. Участвовал и в прошлом году, но лауреатом стал только в этом. На площади выступает впервые в жизни.
Евгений Кириллов, лауреат международного конкурса дирижеров Вахтанга Жордания, Россия: Необычно, понимаете? Нельзя сказать сложнее, тяжелее, потому что даже концертные залы бывают разные. И даже очень хорошо, что у меня в принципе есть опыт подобных выступлений теперь.
Харьковчанину Юрию Янко выступать под открытым небом не впервой. Десять лет назад он уже дирижировал увертюру Чайковского тысяча восемьсот двенадцатый год на ступеньках перед оперным театром. Тогда он впервые нарушил традицию советского исполнения. В финале увертюры музыканты сыграли «Боже, царя храни!» как у Чайковского, вместо принятого при Советах хора «Славься!» из оперы Глинки.
По Чайковскому увертюра заканчивается колокольным звоном и пушечными залпами, оттого кажется более подходящей для площади, чем для концертного зала. В современных интерпретациях пушки нередко заменяют фейерверками. Так же собирались поступить и в Харькове. Год назад городские власти пообещали помочь с оплатой фейерверка. Но денег, выделенных из благотворительного фонда «Харьков-350» хватило только на звукоусилительную аппаратуру и освещение. Роль пушек исполнял большой барабан.