На что нужны деньги в «Метрополитене» и кто их даст городу?
Куда потратить деньги. Городские власти, которые отстаивают идею передать метро в собственность муниципалитета, должны быть готовы к новому уровню финансирования строительства новых станций, утверждают метростроевцы. В Киеве, где метро в коммунальной собственности, в этом году расходы на строительство метро составили больше миллиарда гривен. В Харькове – 15 миллионов.
На станции Алексеевская – оттепель. Шесть месяцев работы были заморожены, в середине апреля появились деньги, 27 миллионов гривен. Еще 6 получают сегодня. Итого около половины суммы, обещанной государством на год. На стройке вновь пятидневная рабочая неделя, в тоннеле заканчивают укладку рельсов, заливают полотно бетоном. Осталось пустить по этим креплениям кабели и заменить временные рельсы на постоянные – тоннель практически готов. На самой станции работы больше – она даже не закрыта, сделаны только два выхода. К двум другим даже не приступали. Но первые лица метрополитеновской стройки уверяют: успеть сдать станцию до конца года физически можно. Сейчас людей, правда, не хватает: за полгода строительной «заморозки» – 150 человек взяли расчет. Но будут деньги – и люди найдутся, уверено руководство «Метростроя». А денег недостаточно. Чтобы сдать станцию, нужно 140 миллионов гривен. В бюджете запланировано меньше: 75 миллионов государственных, 15 – городских. Итого: дефицит 50 миллионов. О том, что депутаты горсовета решили забрать метро в муниципальную собственность, на стройке знают, но как относиться, еще не определились: слишком много непонятно. К примеру, кто после передачи метро будет финансировать стройку?
Михаил Пилипчук: первый зам. начальника метрополитена: «Если речь идет о строительстве метро, во всем мире строится за счет госбюджета».
У начальника дирекции строящегося метрополитена Анатолия Кравчука другая информация. В российских городах-миллионниках метро в коммунальной собственности. По федеральным законам, 30% затрат на такую стройку берет государство, 70 – местная власть. Еще пример, теперь поближе. В Киеве метро тоже принадлежит городу.
Анатолий Кравчук, начальник дирекции строящегося метрополитена: «В Киеве пропорция очень оригинальная. Городской бюджет миллиард двести заявлял, сейчас там другие цифры. А государственный бюджет выделил Киеву, как и нам, семьдесят миллионов гривен».
Бюджет Киева на 2007 год – 18 миллиардов гривен, Харькова – в 9 раз меньше. И еще несколько цифр – в следующем году метрострой планирует начать работы на ветке в направлении аэропорта, предполагаемые затраты – 500 миллионов гривен на год. На пять лет, чтобы метро к Евро-2012 подошло к аэропорту, необходимо два с половиной миллиарда. Чуть больше, чем город сейчас зарабатывает за год.
Михаил Добкин, городской голова: «На сегодня, я считаю, нет никакой необходимости обсуждать, как город будет дотировать метро, потому что мы получили возможность изучать документы, ведь на сегодня наше решение не окончательное».
Под национальную программу «Евро-2012» харьковское метро подготовило инвестпредложений на сумму около трех миллиардов гривен. Кто будет делить деньги, если удастся их привлечь, зависит от того, кто будет на тот момент хозяином метрополитена.