Музыкальная светоживопись: дорога к признанию
Долгое время в Харьковском парке имени Горького существовал зал светоживописи. В областном дворце пионеров дети до сих пор обучаются этому сложному искусству – соединению музыки и света – в студии, которой некогда руководил сам Юрий Правдюк, а позже его жена. Сегодняшний фестиваль посвящен памяти создателя музыкальной светоживописи. В мае исполнится годовщина его смерти.
По признанию самого Юрия Правдюка, его дорога к живописи, цвету и музыке началась с раннего детства: от любви к природе и старинным русским романсам. Через некоторое время появилось желание выразить музыку в цвете. Технически это выглядит так. Ящик с ячейками в два ряда. В каждой ячейке – по лампочке, на них надеваются специальные картонные цилиндры с прорезями разной формы. Перед ячейками устанавливаются цветофильтры. Специальное устройство приводит конструкцию в движение, регулирует скорость вращения цилиндров и яркость ламп. Чтобы освоиться с изобретением, выучить около семидесяти видов картонных форм и запомнить все возможные комбинации, у автора ушло около года.
Сначала музыкальную светоживопись показывали в квартире Правдюка и во дворце студентов. Потом, в конце шестидесятых, в парке Горького закрылся один из аттракционов. В освободившемся павильоне директору парка предложили приютить нечто потрясающее. Решив, что это будет очередной аттракцион, он согласился.
Ирина Прищенко, жена Юрия Правдюка: Когда харьковское начальство посмотрело в 69-м году, 29 сентября, они спросили. Это что ты открыл? Это что, аттракцион? Это абстрактное искусство. Это нонсенс. Это страшно. Это надо закрыть.
После премьеры зал от закрытия спасли четыре строчки в центральной прессе. В Харькове, писала газета «Труд», появился первый и единственный в Советском Союзе зал светомузыки. Тем не менее, официально признать его не хотели. Зал посещали туристы, тогдашний министр культуры Фурцева и иностранные гости. Это была харьковская гордость, о которой нельзя было говорить вслух. Признание пришло после публикации статьи о музыкальной светоживописи в журнале «Леонардо», который продается более чем в ста странах мира. В 2001-м имя Юрия Правдюка появилось в международном справочнике «Кто есть кто». Это было меньше, чем за год до его смерти.