Муза плюс стихия. В Харькове побывал мастер подводной живописи Андре Лабан
Сорок лет он рисует подводный мир сразу с натуры – на морском дне. С аквалангом за спиной, с мастихином в одной руке, с полотном с грузом в другой, Андрей Лабан погружается, чтобы создать очередной пейзаж.
Он – единственный в мире владеет техникой подводной живописи, хотя секреты очень простые: чтобы краска ложилась на полотно, Андре Лабан на суше покрывает его льняным маслом и использует специальные краски.
Андре Лабан, подводный художник: «Масляная краска, когда ее выдавливаешь в воде – она поднимается на поверхность, но в этой краске есть оксиды железа, и она ведет себя, как зубная паста, когда ее выдавливаешь, она остается на дне».
Рисовать под водой, ему, профессиональному аквалангисту даже легче, чем на суше. Всегда можно отплыть и посмотреть издалека – что получается. К тому же помогает ощущение невесомости.
Андрей Лабан, подводный художник: «Недавно я узнал, что пою в редуктор, когда рисую. Мне сказал об этом оператор, который снимал меня в Черном море. Для меня это было открытием: я не знал, что пою, я это не контролирую».
В Харькове для детей, которые занимаются подводной фотографией – Андре Лабан прямо в бассейне показал, как он рисует свои картины. Под водой он провел почти час, и был очень растерян: толи вода слишком хлорирована, толи льняное масло, купленное в Украине, не совсем льняное – краска никак не хотела ложиться на полотно. Но Андре на сдавался.
Виктория Игнатиева, модель Андре Лабана: «Было очень интересно, в то же время было очень сложно, потому что нужно было задержать дыхание как можно дальше, чтобы Андре мог написать меня, ощущение не передаваемое, считаю, что получилось очень здорово, мне очень нравится».
Но мелкие детали – например, маленькую ракушку или воздушные пузырьки от аквалангиста – дорисовывать все-таки приходится на суше, сознает Андре Лабан. На глубине все цвет приближены к синему, и отделить деталь очень сложно.