«Молоко с кровью»: колхозный коктейль от Люко Дашвар
Победа на конкурсе «Книга года-2008» от ВВС писательницы Люко Дашвар (Ирины Черновой) с романом «Молоко с кровью» вызвала заметный резонанс в окололитературных тусовках и в который раз доказала, что дискурс народничества в украинской литературе и литературоведении живет и процветает.
Еще Иван Франко указывал на существование двух типов «знающих людей: те, которые что-то знают хорошо, и те, которые все знают лучше» – и собственно, у нас нет причин не доверять человеку, который знал ситуацию в народничестве изнутри. И в наше время находится немало людей, которые точно знают, что нужно украинскому читателю – конечно, не тому читателю, который читает Коэльо (кажется, сам Коэльо был бы немало позабавлен, узнав, что стеб над его творчеством стал любимым занятием современных украинских интеллектуалов), а другой… Какой именно – в основном не уточняется, но понятно, что куда более интеллектуальный.
Таким образом, более интеллектуальный читатель остался разочарованным выбором экспертов Би-би-си – да и вообще идеей конкурса. Под обложкой романа Люко Дашвар украинскому читателю подсунули якобы некачественный маслит, который теперь целый год (!) будет считаться лучшим, что есть в современной украинской литературе. Чувствуется, что это спровоцирует ужасный упадок литературных вкусов и морали в целом, поэтому, конечно, лучше было бы конкурс «Книга года» Би-би-си закрыть, а организовать другой, профессиональный и высокоинтеллектуальный… Чего не хватает украинским интеллектуалам для организации такого конкурса – они опять же не уточняют, а популярную украинскую поговорку в свете новогодних праздников мы цитировать не будем :).
Кроме типично народнического стремления определить, кто такой настоящий украинский читатель и что ему надо читать, как его воспитывать и какие взгляды прививать, видим в критике выбора ВВС и плохо скрытый пиетет перед всякого рода премиями, хотя времена, когда Ленинская или Сталинская могли что-то реально значить в жизни писателя, слава Богу, уже прошли, а Шевченковская, к примеру, постепенно становится синонимом безвкусицы и необъективности. Мало того – крайне сомнительным кажется, что кто-то из писателей реально ориентируется на победителей конкурсов и лауреатов премий (как впрочем и на критические статьи 🙂 ). Писатели пишут, критики критикуют, а читатели читают – в основном то, что посоветовали друзья или то, что массово критикуется: ведь нужно убедиться, что это действительно круто, действительно «отстой» или наоборот «да что вы понимаете!».
Примерно такого рода рекламу создали книге «Молоко с кровью» дебаты вокруг победы Черновой – многие купили и еще купят ее книгу, «чтобы убедиться». И автор не разочарует их: в романе Люко Дашвар присутствует стопроцентно китчевая «драматическая» история любви психически неадекватной, но крайне привлекательной внешне Маруси и внешне непривлекательного, но так же психически неадекватного Степы. Первая девушка на селе Маруся не может выйти замуж за любимого, потому что ей нужен первый парень на селе («кровь с молоком»), а это далеко не Степа («молоко с кровью»). Выйдя замуж за первого парня, Маруся, закономерно, ломает жизнь и ему, и себе, и Степе, и его жене, и детям с обеих сторон. Всю жизнь Маруся требует от Степы, чтобы он любил только ее, что он, в принципе, и делает, в конце романа вскрывая себе вены после смерти любимой.
Уже неоднократно было отмечено, что весь этот мелодраматический гон с вкраплениями чернухи легко читается (в первую очередь благодаря динамическим диалогам) – благодаря тому, что Ирина Чернова практикующий сценарист. Язык романа вполне украинский (то есть литературный), и хотя можно спорить, так ли в действительности говорили в украинском левобережном селе 40-80-х годов, бесспорно, что произведения Люко Дашвар могут составить конкуренцию произведениям Матиос именно благодаря языковой доступности. А вот что касается объекта изображения, то он, как мне кажется, совершенно неудачный для произведения «массовой» литературы – очевидно, что, «купившись» на обложку «Молока с кровью» с обнаженной теткой, многие удивятся, обнаружив в тексте исторический фон в виде колхоза, сева, сломанной техники, анонимок и других артефактов советской эпохи. Впрочем, этот облегченный и мелодраматизированный вариант «истории» может пригодиться как чтение для современной молодежи, которая уже не будет изучать Стельмаха в обязательном порядке 🙂 .
Завершая разговор о книге, которая подвела итог книжному году-2008, предлагаю поднять бокал за то, чтобы каждый в новом году писатели писали – много и разного, критики критиковали – на благо истории литературы, а каждый читатель мог выбирать для себя то, что ему нравится, не переживая, что ему навесят ярлык или чего похуже :). С Новым годом!
Люко Дашвар. Молоко с кровью. – Х.: Клуб семейного досуга, 2008.