Молодые дизайнеры предлагают новую символику Харькова. Готовы ли в мэрии к изменениям?
Альтернативную символику и вообще новый имидж города предлагают молодые дизайнеры. Проект они назвали «Идентификация Харькова». Сейчас, говорят, город выглядит слишком хмуро, серо и не отвечает требованиям времени.
Сергей Мишакин, графический дизайнер: «Город создает символ или объект создает символ? Или символ может влиять на объект? Я искренне верю в то, что символ может влиять на объект».
Сергей Мишакин. В узких кругах его называют культовым. В Харьков Сергей приехал из Адыгеи – создал известную студию Panic Design и начал говорить на украинском. В девяностых у «Паники» были самые вкусные заказы в Восточной Украине – от банков, производителей алкоголя, крупных энергетических компаний.
Название студии изменилось, а их до сих пор называют провокаторами и нарушителями обывательского мировосприятия. У них всегда была своя «десятина» – афиши музыкантам, джазовым фестам дизайнеры делают бесплатно. Там – это за большие деньги…
Сергей Мишакин: «От 50-ти до полумиллиона гривен».
Тут – вроде бы для самих себя. Это Сергей озвучил цифру, сколько бы заказчику стоила разработка проекта «Идентификация города».
Харьков дизайнеры предлагают сделать, как сами говорят, более европейским, более ярким и позитивным. Новый герб они видят так
, сейчас он такой:
Дизайнер Мишакин считает: чтобы привлечь в город инвестиции – и не только денежные, а и человеческие, – действующий герб не годится. Слишком приземленно.
Сергей Мишакин, графическим дизайнер: «У нас есть рог изобилия, да, и жезл Меркурия. Что они символизируют оба? Это касса и касса. (Показывает крест накрест). Вот, это две основы Харькова – деньги».
За основу своего бренда Харькова дизайнеры взяли казацкий герб города и трансформировали: стрела, буква Х – потому что город-неожиданность, город идей, бикультурность.
Сергей Мишакин, графический дизайнер: «Оба эти элемента сложены из букви Экс. (Х). Так происходит трансформация. Знак получается очень гибким».
Сергей Чечельницкий. Главный архитектор города. Эту фамилию в Харькове хорошо знают – в профессии целая династия. Из его кабинета в мэрии – вид, которому завидуют. Ему работа молодых нравится.
Сергей Чечельницкий, главный архитектор города: «Очень приятно, что молодые люди относятся к нашему городу с душой. Это самое главное! Конечно, это очень интересная символика, но давайте поговорим!»
Чиновнику нравится – но только как временное явление, как однодневный праздник. Менять что-то кардинально главный архитектор не готов.
Сергей Чечельницкий, главный архитектор города: «Чем чаще мы меняем герб города, тем больше мы говорим о том, что наш город недостаточно культурен. Ненарушаемые традиции – это своего рода уверенность в завтрашнем дне».
Красивым должно быть само здание, его фасад – не вывеска. Вот куда главный архитектор советует молодым дизайнерам направить свою энергию.
В этом году на улицах в центре – Пушкинской и Рымарской как раз появились новые таблички: на украинском и английском. Цвета городские власти выбрали не такие, как предлагают дизайнеры: белый и голубой.
«Эта публикация – официальное предложение Харьковскому городскому совету от студии 3Z. Даром». Так написали дизайнеры на своем сайте. Но главный архитектор говорит: не в деньгах дело.
Сергей Чечельницкий, главный архитектор города: «Они чуть-чуть ярковаты… Знаете, как дизайнеры делают? Вот, это МЫ! Табличка становится главнее здания. Это, наверное, должно быть чуть-чуть корректнее…»
Но признается: в марте в Канне, на международной выставке недвижимости, харьковский павильон выглядел именно так, каким город увидели молодые дизайнеры. Но форумы в Европе и имидж на родине – это как «хотеть» и «мочь» – разные вещи.
Сергей Чечельницкий, главный архитектор города (стоит у большого окна с видом на город): «Знаете, какие у меня мысли? Такие же, как у дизайнеров! А представьте на секундочку, что все эти крыши черепичные?..»