Метролавочки: хроника падения цен
Загадочная финансовая история со скамейками в харьковской подземке. Буквально за два месяца цена «упала» в пять раз. И все равно осталась завышенной.
Вначале об изменении цен на 10 «трехсекционных конструкций скамей повышенной износоустойчивости» за два прошедших месяца в сухих цифрах:
1) 1 миллион 439 тысяч гривень 2) 630 тысяч гривень 3) 288 тысяч гривень 4) 210 тысяч гривень?…
Впервые лавочки на новой харьковской станции метро «Алексеевская» привлекли к себе внимание прессы еще до открытия самой станции. Причина повышенного интереса очевидна: закупка производилась на деньги налогоплательщиков, а сумма была заявлена несуразно-заоблачная.
В октябре 2010 года портал государственных закупок сообщил о намерении Дирекции строящегося метрополитена КП «Харьковский метрополитен» приобрести стулья и сидения (конструкции лавочек для платформенной части станции метрополитена) в количестве 10 штук, за 1 миллион 439 тысяч гривень. Из сообщения следует, что мебель будет закуплена без торгов, у единственного участника —харьковской фирмы «Р-1».
Позже портал государственных закупок «уменьшает» сумму более, чем вдвое: до 630 тысяч гривень. «Вестник государственных закупок» сообщает, что произошла техническая ошибка: вместо одной суммы была указана другая. Подтверждением ошибки служит письмо Главного редактора «Вестника», предоставленное пресс-службой КП «Харьковский метрополитен».
Ошибка поясняется тем, что в согласительных письмах Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине Евро-2012 фигурируют две суммы. 1,439 миллионов гривень были предназначены на закупку «оборудования и материалов связи». А на закупку «конструкций лавочек для платформенной части станции» запланировано 630 тысяч гривень.
Возникла «новая» цена за скамейку, огибающую кругом основания колонн на новой станции метро — 63 тысячи гривень за каждую. Включите воображение, и на месте лавочек станции метро «Алексеевская» представьте себе 10 автомобилей Daewoo LANOS (цена нового авто этой марки — от 60-ти тысяч гривень).
Следует отметить, что в каждом из документов отдельной строчкой указано: «Это письмо-согласование не является утверждением цены предмета закупки». То есть, это сумма, которую за свою продукцию хотел бы получить производитель.
На открытии новой станции метро журналисты поинтересовались «загадочно дорогими лавочками» у заместителя директора городского Департамента строительства и дорожного хозяйства Анатолия Кравчука. Чиновник заверил: лавочки уникальные, сделаны по индивидуальному заказу.
Анатолий Кравчук, заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства: «Это не лавочки, это скамьи платформенного участка. Лавочки — это вы обозвали их, а вообще конструктив элемента колонны и интерьер платформы, это не просто так, и индивидуальное изготовление по совершенно индивидуальной технологии. Пойдите посмотрите, сколько стоит в супермаркете скамейка садовая, пойдите поинтересуйтесь» (мы поинтересовались. Об этом чуть ниже).
Продолжать обсуждение скамеек и выбор фирмы, которая их изготовила, Кравчук отказался. Точную цену «конструктива элемента колонны» тоже не назвал: «около 20 тысяч, или 15 тысяч гривень».
Скамейка состоит из трех секций. Масса всей скамьи составляет 360 кг. Стоимость одной 120-ти килограммовой секции – 9 600 гривен. Скамьи сделаны из металла, окрашенного антикоррозийной краской, и дубового массива. Сначала планировали использовать нержавеющую сталь для каркаса и массив индонезийского дерева джатоба, но решили что слишком дорого.
По телефону, указанному предприятием «Р-1» в документе для участия в торгах, «МедиаПорту» ответили, что фирма переехала, куда именно — неизвестно.
Следующим отметился в истории с лавочками вице-премьер-министр Борис Колесников. Во время церемонии открытия новой станции Колесников вполголоса, но с явной ехидцей обратился к Кернесу, присевшему как раз на одну из пресловутых лавочек: «Потом расскажи журналистам, почему они стоят 63 тысячи гривень». Рассказывать Геннадий Кернес не стал — услышав вопрос журналиста на эту тему, он молча хлопнул дверцей автомобиля и уехал. А двумя днями позже Колесников откровенно намекнул харьковским чиновникам на лучший, по его мнению, выход из щекотливой ситуации.
«Геннадий Адольфович и Михаил Маркович — люди не бедные. Если они покажут свою любовь к Харькову… Почему они не подарили Харьковскому метрополитену, скинулись бы на двоих и 630 тысяч гривен могли бы уплатить сами. И написали бы — лавочки подарены Кернесом и Добкиным», — сказал Колесников.
Совсем проигнорировать советы вице-премьера харьковский городской голова не мог. А выбор был невелик: или внятно рассказать, или самому оплатить. Кернес выбрал «рассказать». И выступил с официальным заявлением. Чиновник уверяет: журналистов преднамеренно ввели в заблуждение. «Единственными документами, которые дают ответ на вопрос, сколько в действительности стоили скамейки для станции метро «Алексеевская», — это спецификация к договору и товарная накладная. В них четко указано, что Харьковский метрополитен закупил не 10 лавочек на сумму 630 тыс. грн, а 10 трехсекционных конструкций скамей повышенной износоустойчивости на общую сумму 288 тысяч гривень», — говорится в заявлении Кернеса на официальном сайте Горсовета. А разницу в 342 тысячи горисполком объясняет выбором использованного материала: украинский дуб вместо индонезийской джатобы.
«МедиаПорт» тоже решил не игнорировать советы — и разыскал самую дорогую лавочку в самом большом харьковском гипермаркете. Сделана она из металла и сосны, украшена художественной ковкой. Каждый каркас делают вручную. Стоит — 2 228 гривень.
На вопрос журналиста — «Может лавочка из металла и дуба стоить 9600 гивень?», консультант отдела однозначно сказал — «Нет». О цене в 28 тысяч 800 гривень мы спрашивать даже не стали, просто показали фотографии скамеек из метро. Консультант принялся размышлять вслух: «Дерево — дуб. Да, каркас — железный и массивный, но особой художественной работы я не вижу»… После чего он призвал на помощь коллегу, и пообщавшись некоторое время, они сошлись на цене 6-7 тысяч гривень.