Местные выборы – какими они будут? Плюсы и минусы нового закона – мнение эксперта
Особенности, сроки, подводные камни – какими быть местным выборам, определит новый закон зарегистрированный лидером фракции ПР Александром Ефремовым.
Михаил Камчатный, председатель харьковского областного отделения Комитета избирателей Украины, считает – в этом законе, уже прошедшем первое чтение в Верховной Раде, есть свои позитивные и негативные стороны.
То, что, согласно этому закону выборы пройдут по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, Камчатный называет плюсом. Таким образом, учтён и территориальный фактор – депутаты могут защитить интересы поддержавших их жителей, – и представительство партийной системы. Также положительный момент – допуск наблюдателей от общественных организаций, правда, только всеукраинских.
Радует эксперта то, что территориальные комиссии, согласно новому закону, формирует ЦИК – это ограничит влияние местных властей. При этом, в Центризбиркоме, по данным эксперта, собираются отходить от системы жеребьёвки, и выбирать членов комиссий, исходя из их опыта. Формирование списков проходит на основании представлений политических партий, представленных в Верховной Раде.
Основные негативные стороны законопроекта, говорит Камчатный, заключаются в том, что он серьёзно «подыгрывает» Партии регионов.
Этому способствуют ограничения на срок и уровень регистрации партии. Участвовать в выборах могут только организации, зарегистрированные не позднее, чем за год до них. При этом, если раньше достаточно было зарегистрировать партию в Министерстве юстиции, то теперь на каждом уровне – областном, городском, сельском – выдвигать кандидатов может только организация, на этом уровне зарегистрированная. Это, замечает эксперт, нанесёт чувствительный урон молодым партиям – в частности, «Фронту Перемен» Арсения Яценюка; у Сергея Тигипко дела обстоят лучше, но такого полного «охвата», как у ПР, нет ни у кого. Также проблемой для многих станет невозможность идти на выборы блоком – только отдельными партиями.
Слабые места в процедуре выборов, заложенные законопроектом, станут источником манипуляций и фальсификаций, считает политолог. Так, у бюллетеней теперь не будет номеров, а выбор предприятий, которые их печатают, будет на усмотрении территориальных комиссий.
Кроме того, предупреждения о нарушениях смогут выносить члены территориальных комиссий. «Представьте, – приводит пример эксперт, – я прихожу, говорю, что видел, как Иванов пайки раздаёт, и они на основании моих слов могут написать протокол и вынести предупреждение. Не правоохранители, просто члены комиссии. А два предупреждения – удаление с выборов».
Выборы Верховная Рада назначила на 31 октября. Избирательный процесс начнется за 50 дней до них. В этот же срок в местных советах должны, исходя из численности соответствующего населённого пункта или района, принять решение о количестве депутатов в совете.
ЦИК формирует терризбиркомы (для областей, районов, городов областного значения) не позднее, чем за 45 дней до выборов. Представления партии должны подать не позднее, чем за 49 дней. Районные терризбиркомы формируют городские и сельские – не позднее, чем за 41 день.
Многомандатные избирательные округа создаются автоматически – они делятся на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают с границами районов, городов и сёл. Одномандатные избирательные округа создаются не позднее, чем за 37 дней до выборов, одномандатные мажоритарные округа – за 32 дня.
Избирательные участки должны быть сформированы не позднее, чем за 30 дней, участковые комиссии – за 15 до выборов.
Подача документов для регистрации кандидатов на должность депутата (в многомандатном либо одномандатном избирательном округе), мэра или главы сельсовета начинается за 32 дня и заканчивается за 24 дня до выборов. На должность депутата в одномандатном мажоритарном округе – начинается за 29 дней, заканчивается за 24 дня до выборов.
Сокращение избирательной кампании до 50 дней с 90, предусмотренных действующим законодательством, глава Харьковского КИУ Михаил Камчатный поддерживает. Он считает – хватило бы и 30. Особенно учитывая то, что, исходя из требования о регистрации организаций, участвующих в выборах за год, новые политические силы появиться всё равно не смогут. Волнует его другое – то, что, по его данным, Партия регионов фактически уже начала формировать штабы, а местные власти – прикреплять людей к округам, а всем остальным партиям деление на округа станет известно только примерно за месяц до выборов.
Однако председатель правления всеукраинского Комитета избирателей считает иначе, пишет Обоз.ua. По мнению главы КИУ Александра Черненко, сокращение избирательной кампании не будет способствовать повышению демократичности избирательного процесса. «Классические «белые» технологии, такие как непосредственный контакт с избирателями, сложно будет реализовать, остается подкуп, использование админресурсов, фальсификация результатов на участках,» – сказал он.