Местное самоуправление – в миниатюре. В харьковской гимназии ежегодно выборы мэра школы
Собрать деньги на шторы в класс истории, организовать праздник первого звонка или убрать территорию вокруг школы. В 116-й гимназии такими недетскими вопросами занимается детский мэр и его команда. Голову школы ученики выбирают ежегодно. Так что о выборах, импичменте и фальсификациях школьники знают не понаслышке.
Выборы мэра в 116-й гимназии по размаху не уступают выборам городского головы. В школе есть «Положение о выборах», в котором подробно описана предвыборная кампания: когда начинается регистрация кандидатов, как правильно составить списки избирателей, как проходит голосование и подсчет голосов и в каком случае и как – объявить импичмент мэру школы.
Евгений Буханцов, ученик 11 класса гимназии №116: «Я вам честно скажу: у нас были в школе выборы мэра, они у нас каждый год. Но я вам честно скажу, все, какие-либо попытки сфальсифицировать результаты выборов они были устранены. Потому что у нас работает предвыборная комиссия, независимая, и все эти попытки устраняются. И все выборы проходят очень организовано и профессионально. Так что, попыток фальсификации и каких-либо нарушений правовых норм у нас никогда не было в школе».
Из положения о выборах: «Мэром гимназии может быть избран учащийся 8-11-го класса, который обучается в гимназии не менее двух последних лет, и имеет средний балл учебы не менее 7-ми баллов».
Чтобы стать кандидатом, нужно собрать шестьдесят подписей в поддержку, написать автобиографию и предвыборную программу кандидата. Обещаний отремонтировать крышу и отменить уроки физкультуры обычно в них нет: в основном – намерения устраивать концерты, спектакли и дискотеки, взять шефство над младшими классами, выпускать школьную газету.
Антон Кравченко, глава пресс-службы мэра гимназии №116: «Я в команде мэра был, я организатор пресс-центра. Это выпуск печатной газеты, и всех стенгазет школы. Мы можем почувствовать, подготовить себя к будущей жизни. Мы там, утрирую, взрослеем. Это нам во много помогает, мы сами принимаем решения, мы сами решаем важные вопросы в школе».
Екатерина Волошина стала мэром в 2005-м. Быть женщиной-управленцем несложно, делится опытом Катя.
Екатерина Волошина, мэр гимназии №116, 2005-2006 гг.: «Все-таки школьная политика, это все-таки подражание всего, что происходит свыше. И я думаю, это не сложно любому человеку, которому это интересно. То есть все это очень серьезно. Казалось бы, дети, но все это очень интересно и серьезно. Немножко предвзято, да, то есть несерьезно. Но надо доказывать, надо себя проявлять, и у нас это получилось».
Мэра делает команда. Вместо департаментов, как в горисполкоме, в школе вместе с мэром год работает десяток комиссий: учебная, спортивная, правовая, хозяйственная и даже под названием – «друзья малышей».
Совет мэрии – главный орган школы, после педсовета. Старшеклассники, которые успели поработать в команде мэра, говорят, вряд ли в будущем пойдут во власть. Но зато в кабинке избирателей во время взрослых выборов – уже не растеряются.