Мэрия обещает харьковским водителям «зеленую волну» на Сумской
«Зеленая волна» на Сумской. Восстановить систему, при которой водители могли ездить, не останавливаясь и без пробок, обещают городские власти. Правда, даже если мэрия потратит полтора миллиона гривень на специальные устройства для светофоров, чтобы не попасть в волну красную, автомобили должны будут двигаться с определенной, маленькой скоростью. 40 километров в час.
«Поймать зеленую волну». Так говорят водители, если на трех светофорах подряд попадают на зеленый. И считают это удачей. В 2008-м, как минимум на Сумской, случай может стать правилом. Мэрия обещает запрограммировать светофоры.
Сергей Очеретенко зав. кафедрой транспортных систем (показывает мини-светофоры и контроллер): «Можно задать любую программу. Можно включить режим желтого мигания, можно остановить движение по какой-то улице».
Перекресток в миниатюре. Сергей Очеретенко – он руководит кафедрой транспортных систем в автодорожном университете – показывает светофоры размером с ладонь и дорогу шириной в локоть. Руководит движением настоящий контроллер – устройство, которое, если его правильно запрограммировать, и создает «зеленую волну».
Сергей Очеретенко зав. кафедрой транспортных систем: «В него задается программа, сколько секунд горит зеленый, сколько горит красный».
То же устройство только уже на реальном перекрестке – пересечении Харьковской набережной и улицы Гражданской. Чтобы через этот перекресток и дальше можно было проехать без остановок, как говорят водители, «поймав зеленую волну», все светофоры должны работать синхронно.
Сергей Очеретенко зав. кафедрой транспортных систем: «Для этого нужны только новые контроллеры, которые нужно соединить между собой: по радиосвязи, или через землю, по проводам. И просто рассчитать и подключить».
Так было на Сумской в девяностых, рассказывает директор городского департамента дорожного хозяйства Евгений Гриневич. Зеленый под градусником загорался на полминуты раньше, чем возле оперного. А светофор напротив парка Горького на полминуты позже, чем на «Стекляшке». Автомобили ехали почти без остановок и не попадали в пробки.
В двухтысячных система частично устарела, частично дала сбой. Чтобы ее восстановить, подсчитали в департаменте, нужно полтора миллиона гривень. Деньги мэрия обещает найти в следующем году.
Обратная сторона зеленой – красная волна. Гриневич уверяет: на запрещающий сигнал светофора будут попадать только те, кто превысит определенную скорость. Определит ее мэрия.
Евгений Гриневич, и.о. директора департамента строительства и дорожного хозяйства: «Там определенные предупреждающие знаки. Где будет написано, что нужно ехать со скоростью 40 км в час, или 60 допустим. И ты будешь понимать, что если ты уже попал один раз на зеленый свет, то ты и на следующем светофоре попадешь».
Михаил Камфора – он за рулем восемь лет – рассказывает «зеленую волну ловил» всего несколько раз.
Михаил Камфора, автомобилист: «Чтобы попасть на зеленую волну нужно ехать со скоростью 50 км в час, тогда такой вариант возможен. Пусть хотя бы перепрограммируют на 75, тогда будет лучше».
Компьютерная модель. Перекресток Московского проспекта с Харьковской набережной. Год назад, чтобы рассчитать, как избавить развязку от пробок (когда на десяти светофорах должен загораться зеленый, а когда красный) ученым-автодорожникам понадобилось несколько недель.
Тот же перекресток в реальности. Год спустя, признается Сергей Очеретенко, пробки появились. В городе стало больше автомобилей, а значит, расчеты устарели. Посчитать и включить «зеленую волну» снова ученые готовы. Вот только вряд ли, сомневается Очеретенко, мэрия разрешит запрограммировать систему под скорость больше сорока километров в час. Водителям придется выбирать: ехать от перекрестка к перекрестку медленно, и на всех светофорах попадать на зеленый, или быстро – но пережидать красный.