Web Analytics
Мастер-класс от антипиарщика Сергея Дульфана | MediaPort

Коммунальное предприятие «Салтовское трамвайное депо». На проходной — охранники, они тщательно проверяют каждого, на стенах — объявления. Под рубрикой «Тревога» и «Молния» — «горячие» новости. Кто-то унёс из вагонов провода — так, что уголовное дело завели, — кто-то пришёл на работу нетрезвым. Волнистым почерком яркой краской на ватмане выведены фамилии слесарей и электриков, нарушивших дисциплину. Только о «новых» трамваях, поступивших в депо, на доске объявлений — ни слова.

В депо, в котором всё отдаёт стариной, сегодня с визитом начальство из мэрии.

Журналистам показывают три «новых» трамвая.

Дорогу в ремонтный цех, где стоят вагоны из-за рубежа, усердно подметают рабочие.

Известие о том, что только что мимо прошёл человек из горсовета, вот этого мужчину, к примеру, очень обрадовало.

Привычные по форме и по цвету для Харькова чешские трамваи, собранные в 70-х, буквально «сняли с рельсов города Праги», рассказывает директор КП «Салтовское трамвайное депо» Дмитрий Липовой.

По контракту с пражским депо в Харьков приедут 20 трамваев.

В ремонтном цехе первые три машины «подгоняют» под харьковские рельсы — в Чехии узкая колея.

Александр Гетьманов, первый замдиректора КП, показывает, в каком состоянии техника.

После переоборудования чешские таблички обещают заменить.

«Обратите внимание, всё блестит. Много факторов на это влияет: это и состояние пути, и культура производства, и само состояние вагона. Эти вагоны в Чехии на узкой колее, у нас широкая колея. Поэтому надо переоборудовать тележки. Ну и всё-таки с линии — что-то где-то подкрасить, что-то где-то подкрутить. Но состояние идеальное! Просто идеальное!» — искренне радуется Гетьманов.

Ему есть с чем сравнивать.

Рядом с трамваями-новичками стоят старые, полуразваленные «собратья» чешских машин. А под открытым небом ещё более давние вагоны уже вросли в территорию депо.

В Харькове «плюс-минус» 327 трамваев, рассказывает директор Департамента транспорта и связи Сергей Дульфан. При этом нехватка — 70-90 единиц. Если «смотреть с перспективой развития маршрутов», нужно и того больше — около 100-120 трамваев.

«Стали искать возможные варианты. По последним данным, стоимость одного нового вагона производства «Татра-Юг», вы знаете, это основной производитель трамвайных вагонов в Украине, — составляет примерно 5,5 миллиона. Это одиночки. Мы только что проходили с вами, видели вагоны, которые произведены в городе Харькове», — объясняет Дульфан.

«Если использовать ту технологию, которая у нас есть, на базе ВАРЗа (Вагоноремонтного завода — ред.), такой вагон будет стоить порядка 2—2,2 миллиона. Тот капитальный ремонт, который мы сегодня выполняем на ВАРЗе, по этому году, вначале мы закладывали 550 тысяч, на сегодняшний день — это уже 620 тысяч. Вы понимаете, что при таких ценах на обновление либо на закупку подвижного состава город не мог единовременно закупить сколько-нибудь значимое количество — 10, 20, 30 и более. Поэтому мы искали другие пути. Ездили и в Чехию, и в Польшу. Нам показалось наиболее интересным предложение пражского депо, которое предложило, в связи с тем, что у них идёт массовое обновление, вагоны, которые в настоящее время у них находились в эксплуатации. Сделано это было за внебюджетные деньги, за деньги частных перевозчиков, которые курируют в настоящее время депо», — утверждает он.

Один вагон вместе с затратами на транспортировку обошёлся частным фирмам в 150-160 тысяч гривень.

Кто эти люди, курирующие коммунальное предприятие-депо, и как называются фирмы, вложившие деньги в закупку машин, на предприятии не говорят. Руководитель КП утверждает, что не знает: не вникал.

Сергея Дульфана постановка вопроса крайне возмущает.

«МедиаПорт»: «Перевозчики, которые закреплены за депо, можно узнать, что за фирмы?»

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Можно узнать… А зачем вам это?»

— Как? Я же должна знать, кто вложил деньги… Мы же должны указать.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «А они не хотят, чтобы вы это знали».

— А я хочу у них спросить.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Я вам уже об этом говорю!»

— То есть вы за них отвечаете?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Они мне высказали своё мнение: они не хотят этого. Это благотворительность».

— Мне как жителю и как пассажиру очень хочется знать…

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «А я вам ещё раз говорю — вот они точно не хотят, чтобы вы это знали, особенно вы, конкретно. Вместе со всей вашей группой товарищей. Им спокойней будет жить. Они хотят работать. Им некогда заниматься тем, чем занимаетесь вы».

То, чем занимаемся мы (в частности, я и журналист из Status Quo, также беседующий с Сергеем Дульфаном), директор Департамента транспорта и связи не считает журналистикой.

Он отвечает вопросом на вопрос, пытается уличить журналистов в непрофессионализме и удивляется незнанию статей Хозяйственного кодекса Украины.

Интереса к уволенным сотрудникам КП «Горэлектротранс» руководитель профильного департамента не оценил.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Вы как харьковчанин, как житель этого города, не заинтересованы в повышении стоимости проезда, вы готовы держать людей, которые технологически не нужны на предприятии? Вы бизнесом когда-нибудь занимались?»

Журналист SQ: «Нет».

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Тогда мы друг друга не поймём. Понимаете, когда… Вы напрасно улыбаетесь! Занятие бизнесом воспитывает одну замечательную вещь — ответственность перед трудовым коллективом. В первую очередь. За людей, которые на тебя работают.

— Так, 60 человек увольняются, какая же это ответственность, они теряют свои рабочие места.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Пожалуйста! Есть рабочие места. Но они не хотят работать».

— Бизнес, он на прибыль ориентирован.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Так вот я вас удивлю, если вы откроете Хозяйственный кодекс, знаете, что это за документ?»

— Представляю.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Есть Конституция Украины, а потом идёт ряд кодексов, а потом законы, постановления Кабмина. Кодексы — второй уровень нашего законодательства. Всё, что мы называем бизнесом, описано в Хозяйственном кодексе. Так вот там нет разницы между коммерческим предприятием, частным или акционерным обществом и коммунальным. Они все называются хозяйственные общества. И там написано: целью деятельности любого хозяйственного общества является получение прибыли. А вот по этим конкретно коммунальным предприятиям заинтересованы в их прибыльности или хотя бы безубыточности, жизнеспособности и устойчивости все жители этого города.

Прошло три месяца, за три месяца встали на ноги 5 новых предприятий, ни копейки задолженности не сформировано, текущая зарплата выплачивается день в день, частично покрыты убытки по старым долгам, может быть, вы нам дадите ещё немножко времени?»

Сколько «немножко времени» ещё нужно, Сергей Дульфан тоже не говорит. На адресованный ему вопрос, когда рассчитаются с людьми, он тут же задаёт свой вопрос: «У вас есть деньги с ними рассчитаться?» Когда в ответ слышит: «Я им ничего не должен», — возбуждается с новой силой.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Это вам так кажется. Вы же собственник этого предприятия».

— Лично я — нет.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Кто вам такое сказал? Вы член муниципальной громады?»

— Я понимаю, о чём вы говорите.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Ваша безответственность меня удивляет! Вот всех, кто занимается тем, чем занимаетесь вы, демагогией, она меня удивляет. Вы поймите для начала, кто вы, что вы».

— Я не занимаюсь демагогией. Я занимаюсь журналистикой.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Извините, журналистика — это несколько иное. Меня учили этому».

— Вы на журналиста учились?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Я ваш оппонент. Моя специальность — работа со СМИ и пиар».

— Ваша специальность — уходить от ответов и не отвечать на вопросы.

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Работа со СМИ и пиар — вот это моя специальность. У меня диплом есть международного образца».

— А какой вуз?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Меня учили наши враги американские. Поэтому он американский».

— Это было во времена Холодной войны?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Это было во времена, извините, начало Перестройки. Я думаю, что вы ещё тогда в школу ходили. А я тогда имел уже это образование. Есть такая международная школа под названием Грид, если вы что-нибудь знаете. Нет? Тогда посмотрите, пожалуйста, известная американская система Грид».

Чиновник, знающий о прессе не понаслышке, считает, что журналистикой «должны заниматься люди, имеющие соответственный уровень самоорганизованности, самое главное — внутренний уровень ответственности».

— Вы думаете, мы его не имеем?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Судя по тому, как вы это делаете, я думаю, что нет».

— Почему вы не работаете по специальности?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «А у меня много специальностей».

— Почему не пиар?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Мне неприятно заниматься пиаром, я не люблю обманывать людей».

— Зачем учились тогда?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Я учился анти-технологиям».

— То есть вы хотели понять всё изнутри, чтобы этим не заниматься потом?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Да. Я тогда занимался определённой деятельностью, и мне надо было понимать, какие технологии используются и каким образом навязываются мнения, каким образом формируются позитив и негатив к чему бы то ни было, без учёта объективной реальности, поэтому…»

— Когда и почему стал нравиться транспорт?

Сергей Дульфан, директор Департамента транспорта и связи: «Я всё время работаю в области транспорта, 25 лет».

***

Три вагона из партии чешских трамваев уже в пути. В четверг в депо поступят ещё шесть. К концу месяца, прикидывают в КП, в Харькове будут все закупленные в Чехии трамваи. Прежде, чем вывести их на линию, город должен принять транспорт в коммунальную собственность. Потребуется время на переоборудование и «обкатку» — это несколько недель. Когда можно будет проехаться в новом «старом» трамвае, сотрудники депо не предполагают. Может быть, к концу года.

В мэрии планируют сотрудничать с чехами и дальше. Тем более, рассказывает Дульфан, в следующем году пражское депо собирается обновиться ещё на 100-120 машин.