Web Analytics
Лошадиные силы Высокой моды | MediaPort

Ни слова о том как, в чём, с кем и чем. Никаких гороскопов и стихий. Я предлагаю встретить год Лошади, который, кстати, по-настоящему наступит только 31 января, в компании с исполинами высокой моды — Hermès и Gucci, в становлении которых благородное животное сыграло огромную роль.

HERMES. Франция

Во времена, когда на суше конный транспорт был безальтернативным, а от качества сбруи зависела безопасность пассажира, эмигрант из Германии, протестант по вероисповеданию и прекрасный мастер шорных дел Тьерри Эрмес открыл свою мастерскую на окраине Парижа. Случилось это в 1837 году. Основатель Модного Дома Hermès не просто делал сбрую — он создавал культ лошади.

Слева: Тьерри Эрмес. Справа: витрина на Всемирной парижской выставке. В 1867 году, ровно через 30 лет существования мастерской, которая переросла в торговый дом, бренд Hermès получил на ней наивысшую награду — медаль первого класса за чудо машину, которая автоматически подгоняла уздечку для лошади
Слева: Тьерри Эрмес. Справа: витрина на Всемирной парижской выставке. В 1867 году, ровно через 30 лет существования мастерской, которая переросла в торговый дом, бренд Hermès получил на ней наивысшую награду — медаль первого класса за чудо машину, которая автоматически подгоняла уздечку для лошади

Благодаря своему таланту и традиционным протестантским усердию, тщательности и честности Эрмес довольно быстро завоевал доверие местных буржуа. Да и время тоже было на его стороне — в XIX веке конная амуниция для светского человека была вещью крайне важной.

Во-первых, она должна была быть безупречного качества, которое гарантировало безопасность, — никаких неожиданностей в виде лопнувшей подруги или пришедшей в негодность уздечки. Во-вторых, упряжь была предметом, который мог много сказать о своём хозяине, а значит, должна была отличаться красотой и изяществом.

Магазин Hermès в 1880 году
Магазин Hermès в 1880 году

В шорном бизнесе семья Эрмес одна из первых сделала свою фамилию брендом. Каждое седло, сшитое вручную в именной мастерской, отличалось от конкурентов не только надёжностью, но ещё и особым седельным стежком — этот декоративный элемент добавлял узнаваемости на перенасыщенном рынке.

Этот стежок, собственноручно проложенный в XIX веке мастером Тьерри Эрмесом, Дом Hermès использует по сей день при производстве платков-каре, сумок, акссесуаров и даже в оформлении коробок и флаконов для парфюмов.

Именные сёдла прельщали очень многих, но доступны были только избранным — шорная мастерская официально снабжала Российский императорский двор — ей было присвоено звание Поставщика Его Императорского Величества. Постоянными клиентами были государи Румынии, Испании, Японии, а также знавшие толк в верховой езде фамилии Ротшильдов и Вандербильтов.

В начале ХХ века к разработке сёдел руководство модного Дома Hermès начинает привлекать лучших всадников мира — восседая на знаменитых «эрмесовских» сёдлах они выигрывают самые престижные соревнования.

Особы королевких кровей и чемпионы по выездке и конкуру продолжают идти с Hermès рука об руку и сегодня.

Слева направо: Людгер Бербаум, конкурист №1 и представители Hermès Патрик Томас и Аксель Дюма со своим сыном
Слева направо: Людгер Бербаум, конкурист №1 и представители Hermès Патрик Томас и Аксель Дюма со своим сыном

Конная амуниция производится в именитой мастерской только потомственными мастерами, которым свои умения передало предыдущее поколение. Изящный силуэт будущего шедевра выверяется до миллиметра. Каждый шорник занимается одним седлом от начала и до конца — в специальном реестре фиксируются информация о материалах, из которых оно сделано, туда скрупулёзно заносятся размеры всех его частей, на выходе присваивается серийный номер. По номеру седельного мастера можно «вычислить» даже много лет спустя, и в случае износа седло отправляется на починку в его же руки.

Седельная мастерская модного Дома Hermès делает не более 600 сёдел в год
Седельная мастерская модного Дома Hermès делает не более 600 сёдел в год

Современная седельная мастерская вот уже 134 года находится на втором этаже парижского бутика Hermès, по улице Сент-Оноре, 24, в самом сердце французской столицы, буквально в двух шагах от Елисейских Полей.

Сент-Оноре кишит фешенебельными магазинами — Chloe, Salvatore Ferragamo, Gianni Versace, Loris Azzaro. Этот же квартал занимает знаменитый салон красоты «Карита», шоу-рум Дома высокой моды Жанны Ланвен. Именно здесь, в шикарном особняке, принадлежавшем опасной противнице кардинала Ришелье, герцогине Марии де Роган-Монбазон, «живёт» гранд-дама высокой моды — Дом Chanel.

Hermès, по улице Сент-Оноре, 24. Париж
Hermès, по улице Сент-Оноре, 24. Париж

Соседство шорной мастерской и изысканных бутиков может показаться странным кому угодно, но только не Дому Hermès, который выше всего ценит свои почти двухсотлетние традиции, потому приравнивает сёдла к творениям знаменитых кутюрье.

GUCCI. Италия

Гуччио Гуччи, основатель модного Дома Gucci, в отличие от легендарного седельного мастера Тьерри Эрмеса, поначалу не рассматривал изготовление конной сбруи как дело всей своей жизни — кожевенную мастерскую держал его отец, простой флорентийский ремесленник.

Посчитав профессию седельного мастера скучной, будущий законодатель мировой моды «хлопнул дверью» и, подхваченный волной эмигрантов конца XIX века, отправился в поисках лучшей жизни сначала во Францию, а после в Англию, где устроился не абы куда, а в отель Savoy, мировую легенду гостиничного бизнеса.

Если бы у молодого Гуччи была трудовая книжка, там было бы написано так: принят на работу в отель в 1907 году посудомойщиком, переведён в официанты, повышен до коридорного, получил должность лифтёра, уволен.

Легендарный отель Savoy, Лондон, 1901 год. Если присмотритесь, то обязательно увидите его вывеску
Легендарный отель Savoy, Лондон, 1901 год. Если присмотритесь, то обязательно увидите его вывеску

История отеля Savoy началась в 1889 году: он стал первой британской гостиницей, где было использовано электрическое освещение номеров, прототипы телефонов и лифты. Этот отель стал первым в мире, где в каждых апартаментах была ванная комната. С горячей водой в кране. По тем временам это было просто неслыханной роскошью. Savoy, как магнит, притягивал знаменитостей. Здесь жили актёр Чарли Чаплин и американский президент Гарри Трумэн. Представители Британской короны тоже не обходили своим вниманием роскошный отель. Его завсегдатаем в начале ХХ века был будущий английский король Эдуард VII. Вообще, конец XIX — начало ХХ века для Savoy — это век звёзд. Среди постояльцев — Оскар Уайльд, Фрэнк Синатра, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и Элтон Джон.

За время работы в отеле Savoy через руки Гуччио Гуччи прошли тысячи изысканных чемоданов, сумок, портфелей и саквояжей богатых постояльцев со всего мира. Плюс — возможность сутками напролёт разглядывать одетых с иголочки представителей элиты.

В какой-то момент ещё не кутюрье, а портье Гуччио Гуччи мысленно соединил всё это великолепие с возможностями производственных мощностей своего отца.  В 1921 году от мыслей он переходит к действиям. С капиталом около 30 000 лир Гуччи возвращается в родную Италию.

Слева: Гуччио Гуччи со своими родителями. Справа: Первая реклама его магазина по улице Via Della Vigna Nuova, 7. 1921 год
Слева: Гуччио Гуччи со своими родителями. Справа: Первая реклама его магазина по улице Via Della Vigna Nuova, 7. 1921 год

В том же году (по другой версии, в 1923-м) Гуччио Гуччи частично перепрофилировал семейную мастерскую конной упряжи на производство модных саквояжей. И попал в точку.

Всемрно известный House Of Gucci вырос из «дикого замеса» провинциального представления о модном аксессуаре «как у приличных людей» и доступа к незамысловатому кожевенному производству. Позже это назвали изысканным определением «симбиоз традиционной английской элегантности и итальянской чувственности».

Магазин кожгалантереи Gucci
Магазин кожгалантереи Gucci

Гуччи очень быстро становится популярным в среде итальянских аристократов. В окрестностях его первой мастерской на севере Италии было полно владельцев отличных конюшен. Они-то и стали главными потребителями изделий, украшенных деталями конной амуниции.

Путь к мировому господству конной атрибутики на модном поприще начался с открытия сети магазинов по всему Аппенинскому полуострову. Поначалу они специализировались на продаже конной упряжи, сумок для сёдел, дорожных чемоданов и украшений из кожи.

К середине 30-х годов ХХ века компания Gucci представила именную одежду для жокеев, в которой выступали лучшие наездники Европы.

Гуччио Гуччи на трапе самолёта, 30-е годы ХХ века
Гуччио Гуччи на трапе самолёта, 30-е годы ХХ века

Десятилетиями конная атрибутика неизменно присутствовала в каждом продукте Дома Gucci — уздечки, шпоры, стремена и даже удила украшали платки-каре, сумки и — теперь знаменитые на весь мир — замшевые мокасины. В Нью-Йоркском Музее современного искусства вы увидите всего одну пару обуви. Это мокасины от Gucci.

Знаменитые мокасины Gucci с узнаваемым трензелем (часть конской сбруи) вместо пряжки
Знаменитые мокасины Gucci с узнаваемым трензелем (часть конской сбруи) вместо пряжки

Когда Дом Gucci стало лихорадить — из-за частой смены высшего руководства, семейных дрязг и творческих метаний дизайнеров — модный бренд отошёл от мирной «конной» тематики. Но, пережив неспокойный период, в 2009 году к конно-спортивной теме вернулся. Рекламными «лицами» Gucci снова стали лошади. И всадники: звёздные наездники Эдвина Топс-Александр, Кевин Стаут и принцесса Монако Шарлотта Казираги. Помимо элитной экипировки им досталось звание Gucci Rider.

Шарлотта Казираги, внучка Грейс Келли и, по совместительству, принцесса Монако
Шарлотта Казираги, внучка Грейс Келли и, по совместительству, принцесса Монако

Сегодня House Of Gucci — третья марка в Европе после Armani и Prada. Компания включает в себя всемирно известные бренды Yves Saint Laurent, Sergio Rossi, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Stella McCartney и Balenciaga со штаб-квартирами во Флоренции, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Но уздечки и шпоры Gucci сохраняет только для своих именных коллекций.

Эти две компании начинали напрямую с лошадей. Но, если присмотреться, отпечаток конского копыта можно обнаружить в истории очень многих брендов. 

Как выглядит неизменный с конца XIX века логотип Levi Strauss? Лошади, которые безуспешно пытаются разорвать самые прочные в мире джинсы.

Легендарная фирма Burberry выбрала для своего «модного аватара» конного всадника, рыцаря в доспехах с копьём в руке, как символ защиты традиций и стремления к прогрессивным нововведениям.

Главная противница очень дамского стиля New look — Коко Шанель, — измучившись в неудобном платье во время конной прогулки, придумала широкие брюки, которые сделали для её славы не меньше, чем пресловутое маленькое чёрное платье. 

Ещё один логотип — Ральф Лорен. Сам страстный любитель поло, кутюрье уверен, что игрок на лошади — лучшая иллюстрация аристократизма, элегантности и силы.

Сегодня конный спорт — по-прежнему источник вдохновения для дизайнеров. Не было года, чтобы на подиуме не появилось «нарядов-ссылок» на униформу наездников. И в вашем гардеробе, уверена, найдётся пара узких брюк, приталенный пиджак с геральдическими мотивами в виде нашивок или высокие кожаные сапоги. А возможно, и то, и другое, и третье.

С Новым годом, друзья. И помните:

«…все мы немножко лошади…» © Владимир Маяковский, 1918 год.

Главная иллюстрация: «Наездница на голубой лошади», Оксана Ямбых