Лошадь кыргызской породы
Слово «ат» с кыргызского языка переводится в трёх разных значениях: «лошадь», «имя», «стрелять». Дети в кыргызских сёлах впервые садятся на лошадь тогда же, когда учатся ходить. Большие, правильные, богатые праздники в Кыргызстане — это блюда из конины на столе и обязательное для мужчин «по коням» после. Лошадь — друг, лошадь — еда, лошадь — национальный символ.
Моя квартира в Бишкеке находится в ничем не примечательном спальном районе. Но раз в год по нашей улице проезжает президентский кортеж. Рядом с домом — ипподром, и 31 августа, в День независимости страны, там проходят скачки на призы главы государства. Традиция президентских скачек оказалась более долговечной, чем сами президенты: два кыргызских лидера бежали из страны после революций.
Командные игры с участием лошадей здесь часто устраивают на все крупные праздники. Например, «кок-бору» — дословно «козлодрание». Две команды всадников скачут, пытаясь забросить в ворота соперника тушу козла. Такой себе «аналог» футбола, только на лошадях и без мяча.
Во время свадеб ещё не так давно будущие муж и жена обязательно играли в «кыз куумай» (догони девушку — Г.П.). Невесте давали самого лучшего скакуна из имеющихся, а жених на коне похуже должен был её догнать. Догонял — брал в жёны. Не догонял — брал всё равно, но в назидание за медлительность невеста могла отстегать нерасторопного всадника плёткой.
Кстати, плётка для лошадей — камча — сейчас один из самых ходовых кыргызских сувениров.
В 1956 году селекционеры создали лошадь новокыргызской породы. Эти кони — невысокого роста, с короткими сильными ногами, хорошо приспособлены к горным условиям.
Кыргызы, выбирая имя для лошади, часто называют их так, как видят или какими себе представляют. Например, Кокчо (очень серый) или Актуш (белая птица).
Нишу напитков, которую в Украине представляют молоко или кефир, в Кыргызстане занимает кумыс — кислое кобылье молоко. Продают его в бутылках и на разлив. Пьют кумыс, просто чтобы утолить жажду или запивая какое-то блюдо. Сырое молоко лошадей не употребляется — оно вызывает сильную диарею.
На свадьбы и на похороны кыргызы режут коней. «Безлошадные» конину покупают — найти это мясо на прилавках сейчас непросто, потому конину специально заказывают заранее. На кыргызских форумах можно встретить объявление: «Продам жирных лошадей». Стоит конина в полтора раза дороже говядины и в основном идёт на домашнюю колбасу — «казы».
Скакунов на мясо, конечно, не режут. У них — отдельные, в том числе и «идеологические» задачи. Лошади в Кыргызстане — элемент культуры.
Конь кыргызского былинного героя Манаса — Аккула — известен почти так же, как и сам богатырь. Для справки: Манас — центральный персонаж одноимённого эпоса, который защищал кыргызов от внешних врагов. В Кыргызстане — целый культ этого героя, чьё существование до конца не подтверждено.
В Бишкеке стоят два конных памятника Манасу, его именем названы столичный аэропорт и один из центральных проспектов Бишкека. Да, совсем забыл. Есть ещё шоколадно-вафельные конфеты «Манас» (как говорили мы в детстве, «манаски»). Воздали по заслугам кыргызы и коню Манаса — бишкекский ипподром в честь него называется «Аккула».
«Лошадиная» тематика представлена и в кыргызской топонимике. Достаточно упомянуть, что в Кыргызстане есть село, река и горный хребет Атбаши (в переводе — «голова лошади»).
Местная обувная фабрика, работавшая в советское время, называлась «Тулпар» — по имени мифического крылатого коня, верного помощника и советчика богатыря-батыра. Это ещё более древний эпос, не узкокыргызский, а общебашкирский.
Поздравляя граждан страны с новым 2014-м годом, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не удержался от «конского пожелания». «Чтобы в наступающем году — а ведь это год Лошади — Кыргызстан был на коне!» — сказал глава государства.
При подготовке материала меня консультировали директор Департамента по выездке Федерации конного спорта Кыргызской Республики Мария Гурина и мой друг Темирлан Дарбанов.
Фотографии, источник которых не указан, предоставлены Марией Гуриной.
Больше о Кыргызстане читайте в материале «МедиаПорта» — «Жибек Жолу».