То ли люди, то ли куклы
Художница Виолетта Терлыга до сих пор играет в куклы. В своей мастерской выпускница Харьковской академии дизайна и искусств устроила настоящий кукольный дом. Из «Барби» и «Кенов» она собирает композиции, а потом изображает их на холсте. Как куклы превращаются в людей, Виолетта рассказала в интервью «МедиаПорту».
Виолетта Терлыга родом из Мариуполя. В Харьковскую академию дизайна и искусств она поступила не сразу — с шестого раза. Сейчас даёт частные уроки и уже год рисует кукол. Как материал для картин художница часто использует игрушки. На следующей неделе в Харькове откроется выставка её работ. Только не все картины ещё дома — почти месяц работы не могут пересечь границу, возвращаясь с выставки в Питере.
— Пропустили картины на таможне?
— Нет, — звонко смеётся Виолетта. — Ни ответа, ни привета.
— А выставка уже 8-го?
— Ага, — так же весело отвечает художница. — Я ещё кое-что рисовала. Подозревала, видимо. Может, на выставке будут все новые картины.
Мастерская Виолетты — в цокольном помещении на Пушкинском въезде. Из темно-серого подъезда попадаю в небольшую светлую комнату. Краски, кисти, холсты. На столе и полках расставлены куклы — маленькие и большие пупсы, современные Barbie, Winx и Monster High. На стенах — картины. Тоже с куклами.
— Что это такое? — Смотрю на композицию, похожую на грязный пляж, море и солнце. Вверху по центру — голова куклы.
— Называется «Город солнца». Это я такую икону сделала. Пляж — как грязный мир. Кукла вверху — как божество.
— А почему кукла?
— Это же проекция на человека. Каждый под себя выбирает игрушку. Маленькая девочка из всех кукол возьмёт ту, что на неё похожа.
— А как их рисуете?
— Сначала нужно расставить, сфотографировать, чтобы потом перенести на холст. Иногда у меня лежит куча кукол, а иногда две-три поломанные приносят.
— Кто приносит?
— Мои ученики. Всё с этого и началось. Маленькие девочки часто приходят с игрушками. Одна принесла куклу Monster High. Я начинаю с ней играть. А у неё все эти жесты… Вы держали её в руках? — Виолетта идёт за куклой. — Она такая вся драматичная, такая тонкая. Это же просто сказка.
Та кукла в одёжке была. Это сейчас ко мне попадают «раздолбанные». Новые же не отдают. Есть подростки, которым эти куклы уже не нужны. Я говорю: даже если у вас есть одна рука или нога — несите. У меня они обретут вечную жизнь.
Я начала их ставить и фотографировать. Композицию ещё попробуй выстрой.
— Откуда берёте композиции?
— Из жизни. Ну, вот кентавры. Я назвала это «Альтер эго». Каждый везёт на себе своё второе «я». Ты его не видишь, но оно с тобой всю жизнь. У кого-то оно хрупкое, белое. А у кого-то — наоборот.
Я всегда интересовалась психологией человеческих отношений. Мне нравится книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». В ней описываются модели сказок, которые переносятся на людей. Кто такая эта фея? Почему Золушка такая неудачница? Всё это сейчас обыгрывается. Появляются проекции, аллегории. А если буквально? Не интересно. Есть же люди, которые образами мыслят, глубоко.
А это скворечник для птицы сирин (в древнеславянской мифологии — райская птица с головой девы — ред.). Она у меня приручённая. Вот у неё зубки, ушки. Ну, оборотень. Да и мы часто оборотни. Встречает парень девушку — такая милая, такой макияж. А потом — опа. И какой-то оборотень. Попался парень, да? Всё как у людей.
А это я ещё не закончила — трубочек пока не хватает. Это вливание мыслей друг в друга. Лабораторный эксперимент.
— Это Вы из них одну куклу собрали? — На игрушечной кровати лежат Барби и Кен. Одна пара рук и ног у них на двоих.
— Это пока два инвалида. Мне одна девочка принесла — её младшая сестрёнка поломала. Мне дали на время попользоваться.
Могу показать, какая картина вышла из этих кентавров. Называется «Пони в клубничном сиропе». У них всё так сладко. Вообще пони сильные, быстрые. А здесь, когда вместе с человеком, они мне кажутся какими-то беззащитными. Снимаешь с кукол одежду — и как-то их жалко сразу. Так и у людей.
— А во что эти влипли? — На проволочной паутине висят куклы-насекомые.
— Я их назвала «Неудачницы». Попадают во всякие обстоятельства. С кем-то всё нормально, а с кем-то вечно что-то происходит. На фоне этой фотографии вообще мрачненько.
— А это всё будущие материалы? — Смотрю на кучу игрушек на полу.
— Ой, нет. Это нужно будет отдать. Какие-то куклы мне дарят, а какие-то нужно потом возвращать. Я их «арендую». Может, нужно какой-то грант выиграть? Тогда я смогу купить много-много кукол! Хотя с новыми жалко что-то делать. У меня рука на это не всегда поднимается.
— О, кукла с татуировками.
— «Забитая девочка». Её позвали в Турцию на аукцион. Осенью, наверное, поедет.
Вообще этот проект с куклами будет долгоиграющим. Эта тема во мне очень отозвалась. Прям моё. Иногда картина тебя прямо вымучивает, а здесь такая лёгкость. Как будто знаю, как должно быть.
— А когда люди не понимают Ваши работы, как отвечаете?
— Была история, когда я выложила у себя на странице фото большой куклы с молнией на всё туловище. Так одна женщина написала, что я глумлюсь. Вот видите, она сразу эту куклу на ребёнка спроецировала. Так и должно быть. Только чтобы понимать современное искусство, нужно ещё и классическое знать.
Открытие выставки Виолетты Терлыги запланировано на 8 июня в галерее Vovatanya.
-
Теги:
- выставка,
- искусство,
- картины,
- куклы