«Квант милосердия»: время серьезных людей
Как герой Крейга спокойно кладет труп друга в мусорный контейнер, так Форстер по-нордически без эмоций отправляет в Вальгаллу суперагента-мачо. Естественно, как и подобает воину, в лучший мир старый Джеймс Бонд был отправлен со своими верными супермобилем и хитроумными девайсами.
Конечно, и «Казино Рояль» Мартина Кэмпбелла, и «Квант милосердия» Марка Форстера сохраняют изрядную несерьезность бондианы: массовость требует доступности. Однако, в обеих частях дилогии, и в «Кванте…» особенно, есть эпизоды, разрывающие по сути и по форме шаблоны жанра.
Враждебная Неизвестность
Что было правилом для всех Бондов и фильмов «про разведчиков» вообще? Главное лицо проникает в тыл врага, добывает секретные планы и карты, устраивает диверсии. При этом враг – иностранное государство, разведка противника или зловещее общество – заранее известен. То есть герой действует против вполне конкретной «враждебной Известности».
Дилогия нарушает этот канон. Враждебные действия налицо, но ни сам враг, ни мотивы его враждебности не ясны. «Что это за организация?! Ее сети раскинуты везде, а нам о ней ничего неизвестно!» – восклицает шеф Бонда, госпожа М.
Новый Бонд осуществляет прежде всего поиск, определение врага. Агенты «враждебной Неизвестности» появляются в самом неожиданном месте. Доверять уже нельзя никому – даже госпожа М. весьма двусмысленна. Каждый новый труп ничуть не приближает героя к разгадке.
Остается – выйти за рамки разведчика и включиться в Игру.
Игроки и Фигуры
«Квант милосердия», вслед за «Казино Рояль», развивает тему персонажей Игры: Игроков и Фигур.
Игроки определяют цели Игры. Они прекрасно знают и контролируют все свои Фигуры. Фигуры зачастую могут только догадываться о существовании Игроков и даже не всегда знать, что ими «играют». Их пониманию не доступны истинные цели Игры.
Игроку не нужна и даже вредна публичность. Действия Игрока всегда опосредованы – для действий у него есть Фигуры.
Это Фигуры ведут переговоры и заключают сделки (пусть и страшно тайные), выступают перед аудиториями и попадают в поле зрения спецслужб. В общем, суетятся и «тусуются», как противник Бонда злодей Доминик Грин.
Это Фигуры покидают в переполохе зал оперы. И даже пожилой англосакс, оставшийся сидеть в зале, всего лишь статусная Фигура и намек на Игроков, находящихся всегда в тени.
Бонд
В «Кванте милосердия» Бонд трагически серьезен: ничего не осталось ни только от «брюнетов», но и от эгоцентричного героя «Казино Рояль».
Госпожа М., продолжающая обвинять Бонда в эгоцентризме и мстительности. И Бонд, совершающий убийства лишь в силу обстоятельств. И снова госпожа М., для которой он еще не определен и не объяснен, а потому – пугающ.
Любовник Веспер, алжирец Юсеф, в ожидании мести просящий лишь о скорой смерти. И Бонд, рационально использующий его страх для получения информации.
Камилла, движимая местью, как антипод Бонда, не допускающего и грана мести…
И пустота в сердце Камиллы как расплата за одержимость местью…
И содержание трагической серьезности Бонда: предельная рациональность, неотделимая от бесконечной любви…
Время серьезных людей (вместо послесловия)
Марк Форстер снимал фильм в то самое время, когда в воздухе уже витал и набирал силу мировой экономический кризис. И сейчас, на пороге начала новых системных потрясений и вызовов, в мире формируется запрос на серьезных людей. Людей, способных ответить на эти вызовы.
«Квант милосердия» – ответ Форстера как режиссера на актуальный запрос времени.
Автор: Константин Винокуров, директор Харьковского филиала
Киевского института проблем управления имени Горшенина