Кто устанавливает цены на сжиженный газ и почему он каждое лето дорожает?
Два пятьдесят, два восемьдесят, три. С начала августа на харьковских заправках цена на сжиженный газ поменялась дважды. По мнению вице-губернатора области Олега Шаповалова такой рост цен – «явление сезонное».
Почему за две недели газ подорожал на 50 копеек? И владельцы заправок, и перевозчики (потребители газа), и чиновники – все, кроме поставщиков, объясняют это несколькими причинами.
Во-первых, цикличность: например, в прошлом году, в это же время цена на газ тоже выросла – правда, до трех гривень за литр не дотянула. Во-вторых, сезонность. В третьих, спрос увеличивается: сейчас газом заправляются не только автобусы и маршрутки, но и многие таксисты и частники: соотношение цен «газ-бензин» – в пользу первого.
А еще на стоимость влияют: экспорт – сколько газа продали за границу, приближающийся отопительный сезон и закупочные цены на аукционах, которые оптовики проводят раз в месяц.
Николай Полуненко, представитель сети АЗС: «Не все предприятия, которые производят газ, выставляют его на аукционы, а многие его просто не выставляют или выставляют небольшие количества – как бы чисто для затравки, чтобы узнать, какая цена будет на аукционе. Если у вас осталось немножко, а людей приехало много скупить, соответственно начинается война за газ. Цена пошла вверх».
Пропан подешевеет осенью – прогнозирует вице-губернатор Олег Шаповалов. Он рассказывает, что летом спрос больше не только из-за автомобилистов – жители частного сектора используют пропан как варочный газ. Зимой они перейдут на твердое топливо – дрова или уголь. Зато больше газа поставщики будут отправлять в Европу: с началом отопительного сезона там – 30-40% украинского газа уходит на экспорт.
Олег Шаповалов, вице-губернатор области: «Якщо підприємства, які виробляють пропан-бутан починають його експортувати, то всередині України стає набагато менший обсяг. Взимку попит на скраплений газ різко падає, звичайно і ціна йде вниз. Кожного року така картина».
Автоперевозчики – владельцы микро- и автобусных маршрутов – жалуются на убытки. И регулярно просят городские власти разрешить повысить стоимость проезда – в среднем на 10 копеек – рассказывает перевозчик Николай Шевченко. Приводит нехитрые расчеты: две трети стоимости проезда – это цена топлива. Газ дорожает, цена проезда стоит – значит, теряет сам перевозчик. Чтобы сэкономить – приходится выпускать на маршрут меньше машин.
Николай Шевченко, директор автопредприятия: «Автопредприятия, когда происходят вот такие резкие скачки, они очень сильно и несут убытки, и сужают все свои возможности – как по подготовке подвижного состава. Это сказывается на безопасности движения».
«Продавец топлива» Николай Полуненко считает, что соотношение цен «бензин-газ» – уже предельное. Если пропан подорожает еще – водители откажутся от голубого топлива. Но делать прогнозы Николай Полуненко не берется: будут ли расти цены на газ, упадут или останутся на прежнем уровне – станет известно в 20-х числах августа, когда в Киеве пройдет очередной аукцион.