Кто последний? В метрополитене оформляют социальные карточки. Сколько стоит «удовольствие»?
Социальная карточка для проезда в метро – обязанность или добрая воля? Третий день подряд с самого утра на пяти станциях «подземки» – очереди пенсионеров. Люди подают документы на получение пластиковой карточки – она, по задумке руководства метро, должна заменить обычное пенсионное удостоверение. Чтобы войти в новый год – с новыми технологиями.
Банковский работник: «ХТЗ! Я же говорю – три отделения на ХТЗ, что вам здесь толпиться?»
– Я понял.
Станция «23 Августа». Возле пункта приёма документов толпа людей: ветераны труда, дети войны, участники боевых действий. Все спешат заполнить анкеты.
Тут и метрополитеновцы, и представители банка. Последние – потому, что так называемые социальные карточки предоставил «Приватбанк». В его отделениях тоже можно оформить соцкарточку. По форме она, как банковская, единственное отличие – вмонтированный чип.
Банк выбирали без конкурса. На сотрудничество согласился только один, утверждает главный инженер подземки Сергей Штанько. Ни одна копейка из бюджета метрополитена или кошелька пенсионера на социальную карточку не пойдёт, уверяет Штанько. Всё бесплатно и ради удобства пассажира.
Сергей Штанько, главный инженер КП «Харьковский метрополитен»: «Тендер не проводился, потому что ряд банков, которые рассматривались, просто не в состоянии выполнить этот объём работы. Мы на сегодня имеем чёткие данные – за три дня работы «Приватбанк» обслужил 40 тысяч человек».
Льготник: «Я что, должен в очереди стоять?»
Людмила Даниленко, начальник станции «23 августа»: «Ну, в общем-то, да».
– Вот это я пять часов должен стоять?
Людмила Даниленко, начальник станции «23 августа»: «Нет, вы понимаете, что это не пять часов. Дело в том, что не только здесь у нас выдают. Во всех отделениях «Приватбанка»!
– Ну, они говорят, если вклада у меня нет в ихнем банке, значит меня не будут обслуживать! Это же идиотство!
Удобная, бесплатная и никаких вкладов не нужно – неприступны банковские работники. Бесконтактная социальная карточка с именем её хозяина – шаг к новым технологиям и комфорту её владельца.
Яна Иващенко, ст. специалист по активным продажам банковских услуг: «Мы слышали здесь много. И что карточка 25 гривен стоит, что тот, кто не успеет до обеда – 3.40 будут платить, я не знаю, откуда они всё это берут, всё бесплатно! И ксерокопии, и фотографии, и карточки именные с фотографиями – тоже всё бесплатно».
У пенсионеров – своя правда. Тот, кто сидит, – доволен…
Надежда Булгакова, пенсионерка: «Я не долго, я просто для мужа и для сестры, что ей тяжело ходить, помочь, поэтому записались. И вот наша очередь подходит. Всё в порядке. Спасибо.
(Женщина перебивает): – Это как раз непорядок!
Надежда Булгакова, пенсионерка: «Молчи!»
Тот, кто на ногах – не очень…
Николай Шкута, пенсионер: «Ну зачем такую толпу создали, скажите, пожалуйста? А потом получу я обратно, никто не скажет? Она говорит: через месяц придёте. Снова такая толпа будет?»
Кто-то вообще деньги предлагает, чтоб без очереди пройти…
– Давно, дочечка, стою. Надо сдать документ, а что? Нет, ещё не сдала. Не поможешь, дочечка? Я отблагодарю. Не поможешь, а?
– Тут очередь занимали с шести утра! Писали списки!
Помимо пенсионеров, которые пользуются услугами подземки бесплатно, студентов (они оплачивают половину от стоимости проезда), право на льготный проезд в метрополитене по законам Украины имеют ещё народные депутаты и кандидаты на пост Президента Украины.
Правда, таких пассажиров в подземке почти не бывает. Это – единственная категория льготников, которая в очереди стоять не будет.
Корреспондент: «Ездили ли здесь когда-нибудь депутаты или кандидаты в Президенты?»
Наталия Мищенко, контролер: «Был у меня помощник депутата – только один раз.
Корреспондент: «А народные избранники?»
– Нет.
Социальную карточку для проезда в метро можно оформить до 20-го ноября: на станциях «Исторический музей», «Киевская», «Метростроителей», «Южный вокзал», «23 Августа» и в отделениях «Приватбанка». В подземке говорят: процедура не принудительная. Кто пожелает, тот придёт.